Цены на фуражную пшеницу предсказуемо снижаются

В течение второй половины июля падение внутренних цен на фуражную пшеницу ускорилось. Прежде всего, это связано с резким увеличением предложения пшеницы на внутреннем рынке в связи с уборкой нового урожая. Мы также считаем, что действия властей, направленные на искусственное сдерживание падения цен, зачастую имеют обратный эффект. В целом, рынок фуражной пшеницы развивается довольно предсказуемо, и пока каких-либо специфических тенденций мы отметить не можем.

Основными покупателями фуражной пшеницы (здесь и далее — пшеница 6 кл. согласно ДСТУ 3768-98) в июле были экспортеры и спиртзаводы. При этом внутренний спрос, по крайней мере, платежеспособный, практически отсутствовал. Комбикормовые заводы, если и интересовались закупкой фуражных зерновых, то больше ячменем. Реальные закупочные цены на фуражную пшеницу составляли 310-350 грн./т с НДС, EXW. При этом проявлялась четкая зависимость: чем дальше от Черноморских портов, тем закупочные цены ниже. Тем не менее, в отдельных южных регионах цены на пшеницу локально опустились до более чем привлекательного для покупателей уровня – до 315-325 грн./т. Последнее мы можем объяснить хорошим урожаем пшеницы в этих регионах, а также желанием производителей поскорее реализовать выращенное до того, как цены продолжат снижаться или местные власти введут ограничения на вывоз.

Цены предложения все еще доходили до 400 грн./т, однако, мы считаем, что продавцы чаще всего просто зондировали рынок и в самое ближайшее время, в середине августа, цены спроса и предложения сблизятся за счет снижения последних. Если в первой половине июля на рынке преобладали предложения довольно крупных партий пшеницы, сделанные, очевидно, трейдерами, то во второй половине июля, с увеличением количества предложений пшеницы нового урожая, появилось довольно большое количество предложений мелких партий фуражной пшеницы непосредственно от производителей и чаще всего напрямую из хозяйств, с токов.

Мы считаем, что именно реализация небольших партий фуражной пшеницы (до нескольких десятков тонн) товаропроизводителями и создает картину низких рыночных цен на фуражную пшеницу в целом. Однако, в данном случае рынок стоит оценивать с точки зрения возможности реализации, а ни с точки зрения стоимости производства. Если учитывать такие факторы как размер партии, наличие удобной транспортной системы в месте хранения зерна, удаленность от потребителей, систему оплаты и т. д., реальная рыночная цена зерна окажется выше, чем цена реализации товаропроизводителями.

Реализация небольших партий с точки зрения логистики обходится дороже, чем продажа вагонных партий, поэтому покупатели за них предлагают, как правило, более низкие цены. Производители зачастую не имеют средств для доставки зерна на элеваторы, но чаще просто опасаются это делать, поэтому предпочитают реализовывать выращенное непосредственно из хозяйств. Кроме того, на селе все еще довольно развита торговля за наличные гривни, и селяне предпочитают именно такую форму расчета и готовы продавать выращенное по более низким ценам, но за наличные (или с частичной оплатой на второй счет, что также приводит к бухгалтерскому занижению стоимости). Так формируется мнение о «демпинговых» (?) ценах реализации зерна товаропроизводителями. Однако, если просчитать затраты по формированию товарных партий зерна (а иные сейчас на рынке по хорошим ценам продать невозможно), учесть отсутствие внутреннего спроса и фактическое ценообразование исходя из экспортного спроса, становится понятным, что подобное ценообразование более чем объективно.

Сезонный минимум цен на фуражную пшеницу (и пик реализации товаропроизводителями) еще впереди, он прийдется на вторую половину августа – первую половину сентября. Мы прогнозируем, что в этот период внутренние цены могут приблизиться к отметке 300-310 грн./т, а в некоторых регионах будут даже ниже 300 грн./т. Последнее прежде всего относится к центральным и северным областям, однако, если с течением сезона экспорт фуражной пшеницы в Прибалтику и Беларусь активизируется, то ценовой дисбаланс в пределах Украины может выровняться.

Предложение фуражной пшеницы 5 кл. практически отсутствовало. Многие трейдеры не спешили с ней работать, опасаясь, что власти вновь отнесут ее к сугубо продовольственному зерну и ограничат перемещение за пределы регионов и тем более на экспорт. Кроме того, многие производители, зная эти проблемы, стремились оформить пшеницу 5 кл. как 6 кл., понимая, что тем самым увеличивают шансы реализовать зерно. Напомним, что в прошлом году пшеница 5 кл. ввиду дефицита продовольственного зерна на внутреннем рынке пользовалась спросом для подмешивания к более высококлассной пшенице при изготовлении муки.

С увеличением предложения пшеницы, падением внутренних цен и развитием экспорта наибольшие экспортные потоки пришлись на порты. В некоторых из них (например, в Николаеве) это создало проблемы с приемкой зерна в порту. Вероятно, в перспективе перегрузки в портах могут нарастать, учитывая, что пик экспорта зерна из Украины придется на середину осени.

Экспорт фуражной пшеницы через сухопутные границы Украины (DAF) пока мало активен. Страны Балтии, Россия и Беларусь пока пользуются собственными запасами зерна, и экспорт в этом направлении традиционно начнет развиваться со второй половины сезона. Однако в то время отгрузки сюда могут составить существенную долю в украинском экспорте пшеницы в нынешнем сезоне.

Мировые цены на фуражную пшеницу продолжают сезонно снижаться, и Украина продолжает испытывать усиливающуюся ценовую конкуренцию со стороны России и стран Восточной Европы. Как правило, эти страны предлагают свою пшеницу по цене на пару долларов ниже украинской. Однако, учитывая ограниченное предложение пшеницы со стороны этих стран, которое быстро иссякнет, Украина имеет все шансы существенно увеличить экспорт пшеницы в 2001/02 МГ даже по своим относительно высоким ценам. Мы прогнозируем, что экспорт пшеницы из Украины в 2001/02 МГ может превысить отметку 2,5-3 млн. т — крайне предварительный прогноз.

В настоящее время экспортные цены спроса на украинскую фуражную пшеницу составляют $70,5-73/т CPT порты Черного моря и $82-83/т FOB порты Черного моря. В портах Азовского моря или на небольшие судовые партии цены спроса на пару долларов меньше.

Во второй половине июля, когда особенно очевиден стал размах падения внутренних цен, местные власти и Минагрополитики активизовали свои усилия по «формированию прозрачного рынка зерна» с целью недопущения падения внутренних цен на зерно. Основными шагами стали «рекомендации» сельхозпроизводителям не продавать зерновые по ценам ниже определенного уровня, запреты местных властей на движение зерна за пределы своего региона (как в АР Крым), очередные попытки Минагрополитики переместить внебиржевую торговлю зерном на биржи (по нашей информации именно сегодня КМ должен рассматривать вопрос о сохранении режима обязательной регистрации экспорта зерна на биржах Украины), привлечение МВД для решения ряда «зерновых» вопросов на селе и т. д. Разумеется, подобные меры являются нарушением Закона Украины «О предпринимательстве» и других законов и соверешенно не способствуют формированию здоровых рыночных отношений на зерновом рынке. Нам, как реальным операторам зернового рынка, совершенно очевидно, что в нынешних условиях развития рынка Украины подобные меры властей не только не будут иметь должного эффекта, т. к. не подкреплены реальными экономическими рычагами, но и могут иметь совершенно противоположный результут. Сельхозпроизводители зачастую будут стремиться как можно быстрее реализовать выращенное зерно до того, как в его реализацию вмешается власть, а сдерживание вывоза зерна за пределы територии неминуемо приведет к перенасыщению локального рынка и также к падению цен.

Практически не занимаясь маркетингом выращенного товаропроизводителями зерна и не имея никакой стратегии по развитию рынка зерновых Украины (а не только развития производства зерна), Минагрополитики, безусловно, опасается, что в условиях нынешнего богатого урожая зерновых цены на зерно могут упасть до такого уровня, что прибыльность сельхозпроизводства в этом году опять может снизиться до отрицательных значений. Понятно, что после прошлого года экономического роста в сельском хозяйстве Украины, вызванного, кстати, в немалой степени чрезвычайно высокими внутренними ценами на зерно ввиду неурожая последнего, спад в финансовой деятельности отечественных товаропроизводителей не нужен ни самим аграриям, ни работникам Министерства агрополитики.

Мы уже не раз писали о том, что в нынешнем урожайном сезоне внутренние цены формируют покупатели. Подобная ситуация характерна для всякого рынка, где предложение превышает спрос. Может ли Минагрополитики обеспечить спрос по высоким ценам? Вероятно, нет; отсюда мы не видим возможности для сохранения высоких внутренних цен на зерновые в нынешнем сезоне, по крайней мере до тех пор, пока избыточное предложение зерновых рыночными способами (за счет внутреннего потребления либо экспорта) не будет удалено с рынка.

Справка: официальный курс НБУ на 31.07.01 составляет: 1,00 USD = 5,3535 грн.

Компания «ОЛИМПЭКС ЛТД» покупает фуражные зерновые:

1. EXW, с НДС, оплата 100% против Ф.13:

пшеница 6 кл. –

340-345 грн./т ячмень 3 кл. – 380-395 грн./т горох фуражный – 500 грн./т

2. СРТ порты, оплата 90% против ж/д накладных, 10% по приемке портом:

пшеница 6 кл. –

400 грн./т (Одесса) ячмень 3 кл. – 455 грн./т (Одесса) горох фур.- $96/т (Днепропетровск)

в зависимости от размера партии и региона.

Реализуем фуражный горох на экспорт.

Тел. (0562) 37-3634, 37-3633, 37-3632, 37-3631

(044) 230-2070, 230-2379, 230-2972, 246-4757

Информационная служба компании «Олимпэкс Лтд»

Н. Верницкий