Синтез традиций и инноваций открывает новые горизонты в камнеобработке

Эксперт по камнеобработке — о новых трендах в отрасли
7:44

Интерес к натуральному камню растет во всем мире. Прочность, устойчивость к сложным климатическим условиям и экологичность делают его незаменимым в отделке помещений, элементах интерьера, мебели. Эти преимущества камня известны тысячелетиями, но только сейчас у человечества появились технологии, позволяющие придавать изделиям сложнейшие формы и быстро их обрабатывать.

О том, как современные методы обработки камня открывают новые горизонты для архитектуры и дизайна, а также о трендах и возрождении наставничества в отрасли в интервью с Антоном Замятиным, признанным мастером по работе с натуральным камнем, разработчиком авторской технологии и лауреатом "Национальной бизнес-премии" в номинации "Инновации в камнеобрабатывающем производстве". Его методика, успешно внедренная в России, бросает вызов традициям, объединяя скорость станков с ЧПУ и искусство ручной работы.

— Антон, ваш 14-летний опыт в камнеобработке позволил вам создать методику, отмеченную наградой престижной "Национальной бизнес премией". В чём заключается ключевая инновация этого подхода, рождённого практикой?

— Моя методика основана на принципе синтеза применения станков с ЧПУ и ручного обрабатывающего инструмента. Именно этот подход и отметили судьи.

— Как возникла эта методика?

— Из опыта. В сфере камнеобработки очень мало методических материалов. Потому что каждый проект уникален, да и сам камень тоже всегда разный, например, я с первого взгляда могу отличить друг от друга похожие камни, например, уральских месторождений. Я сам учился камнеобработке на ручном электроинструменте, при его использовании огромное значение имеет квалификация специалиста — один раз рука дрогнет, и изделие испорчено. Несколько лет назад в отрасли стали внедряться станки с ЧПУ, когда заранее программируются нужные параметры изделия, а оборудование само выполняет всю работу. Однако применение станков с ЧПУ ограничено габаритами изделия, для слишком больших объектов, например, для чаш бассейнов, это оборудование не подходит.

Поэтому я сделал ставку на использовании станков, там, где это возможно и применении ручного инструмента на этапах работы, который не может выполнить машина.

— Ваша авторская методика получила высокую оценку экспертного жюри "Национальной бизнес премии". Эффективность отметил и сам рынок, показав шестикратный рост заказов, основанной Вами компании. В чем главное преимущество и ценность Вашей разработки?

— В первую очередь увеличилась скорость выполнения типовых изделий. Для станка ЧПУ единоразово создавалась цифровая модель будущего изделия и по этим параметрам оборудование производило нужное число изделий. Например, представьте, сколько нужно сил и времени, чтобы сделать 50 мраморных балясин для пары лестничных пролетов. Станок ЧПУ может справиться с такой работой за сутки.

Передав технике рутинные операции, мы смогли сосредоточиться на создании эксклюзивных проектов по индивидуальным эскизам и создавать изделия повышенной сложности.

— Создание такой методики требует мощного фундамента знаний. Какие компетенции и дисциплины легли в основу Вашей разработки?

— Знаний, на самом деле, требуется много. В первую очередь важно понимать принципы обработки камня, уметь работать со всеми видами ручного инструмента. Также требуются специальные компетенции по работе со станками ЧПУ. Отдельно нужно иметь навыки программирования, чтобы уметь создавать модели. А фундаментом служат теоретические знания — нужно понимать физику, химию, материаловедение. Важно разбираться в сопромате, геологии, а также отраслях, связанных непосредственно с камнедобычей и логистикой.

— Где вы сами получили эти уникальные знания и навыки? Что сформировало вашу профессиональную базу?

— Моя база — это исключительно практический опыт. Дело в том, что в России, да и во всем мире, нет специализированных учебных программ для камнерезной отрасли ни в высшем, ни средне-профессиональном образовании. Я сам пришел в камнеобработку в 2010 году, поначалу учился у мастеров, восемь лет спустя открыл свою компанию, и тогда уже сам стал передавать опыт молодым ребятам.

— Вы способствуете возвращению в отрасль традиций наставничества. Как ваш подход к работе, сочетающий ручной труд и ЧПУ, преодолевает главное препятствие в отрасли — долгую и дорогую адаптацию начинающих специалистов?

— Когда компания применяет исключительно ручной инструмент, ей категорически невыгодно брать учеников, ведь первые полтора года они не смогут безупречно выполнять даже типовые изделия. По ЧПУ ситуация лучше — в России в училищах и техникумах готовят операторов, умеющих работать на таких станках и обладающих навыками программирования.

Внедрение моего гибридного подхода, когда компания использует как ручной инструмент, так и ЧПУ, повышает привлекательность выпускников профильных СПУ для бизнеса. Поэтому обучение в компании длится меньше, и ученик может уже через полгода брать какие-то изделия в самостоятельную работу. Параллельно он знакомится с техникой безопасности, безупречное соблюдение которой необходимо для работы с ручным инструментом и сам со временем учится резать камень.

— Как ваш подход меняет архитектурные и дизайнерские решения? Можно ли с помощью вашей методики создавать копии шедевров Эрмитажа или Третьяковской галереи?

— Можно, но не нужно. Да, в музеях выставлены камнерезные изделия тончайшей работы, такие интерьерные элементы раньше мастера создавали в прямом смысле десятилетиями. Современные технологии позволяют создать их копии за недели или даже за считанные дни. Но возникает вопрос — зачем? Архитектура и дизайн развиваются, у нас нет задачи повторять шедевры прошлого, но применяя инновационный подход, сочетающий использование разного оборудования, можно создавать принципиально новые вещи, например, делать панели с подсветкой, использовать в дополнение к камню полимерные материалы.

— Ваши уникальные компетенции востребованы на международном уровне. Недавно вы получили предложение реализовывать уникальные дизайнерские решения в Дубае. Чем вам интересны арабские проекты?

— В рамках сотрудничества с ООО "КДМ" в 2025 году я планирую начать работу в подразделении компании в Дубае. Интерес у меня прежде всего профессиональный, в каждой стране своя специфика применения камня. В Дубае, где ведется активное строительство, применяются совсем другие материалы. Также в городе реализуются уникальные архитектурные проекты, сложные, необычные, те самые, которые создают облик будущего. Поэтому для меня работа в Дубае станет возможностью с одной стороны расширить свои профессиональные горизонты, с другой — достойно представить российскую камнеобрабатывающую школу, которая славится во всем мире.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, корреспондент Правды.Ру