Курортам кризис не помеха

Победу над кризисом отметят на курортах

Без сомнения, в последнее время российский рынок недвижимости испытывает непростые времена. Однако, на первый взгляд, подготовка объектов к Олимпиаде и открытие новых торгово-развлекательных центров продолжается не менее динамично, чем раньше. Директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Ольга Широкова в интервью Bigness. ru рассказала о проблемах и новых достижениях рекреационной недвижимости.

Bigness.ru: — Понятие рекреационная недвижимость не столь давно и широко вошло в нас обиход, расскажите, пожалуйста, что же это все-таки такое?

О.Ш. — Давая определения, следует учитывать, что российский рынок достаточно "молодой". Даже по традиционным сегментам, таким как жилая и коммерческая недвижимость, классификация не до конца устоялась.

С рекреационными проектами еще сложнее, потому что о них заговорили только последние два-три года. Кто-то трактует это понятие довольно широко, причисляя сюда любое жилье на побережье или гостиничный комплекс вне центра города.

Мне ближе другое определение, предполагающее наличие объектов, связанных с оздоровлением, лечением, спортивными и развлекательными направлениями. Плюс особенности местности, в которой они расположены: целебные источники, грязи, горнолыжные спуски и т. п.

Рекреационные проекты

Bigness.ru: — Затронул ли кризис этот сектор строительства? И если да, то на сколько сильно по сравнению с другими?

О.Ш. — Кризис затронул все без исключения сегменты недвижимости. Сравнивать же силу влияния следует, на мой взгляд, по нескольким параметрам. Прежде всего, следует говорить о стадии проекта.

Рекреационные проекты в силу, прежде всего, молодости рынка, находятся преимущественно на ранней стадии - в этом плане рассматриваемый сегмент пострадал сильнее. Второй параметр — сроки возврата капитала. Вообще говоря, здесь тоже рекреационный сегмент не в выигрышном положении — окупаемость данных проектов длиннее, чем тех, что реализуются в "традиционных" сегментах.

Но есть еще два параметра, который как раз связан с этими "прочими равными" — емкость и насыщенность сегмента. И здесь можно однозначно утверждать, что рекреационные проекты выглядят значительно привлекательнее всех остальных — такого емкого и одновременно дефицитного сегмента в России больше нет.

Bigness.ru: — Уменьшилась ли доходность рекреационных объектов?

О.Ш. — Доходность существующих практически не уменьшилась — снижения стоимости проживания и услуг практически не происходит - где-то по причине сохраняющегося дефицита (кризис кризисом, но отдых, а особенно оздоровление — это то, от чего люди откажутся отнюдь не в первую очередь), где-то — вследствие изначально гуманных цен.

Bigness.ru: — Выгодно ли строительство таких объектов в столь непростые времена, как сейчас?

О.Ш. — Учитывая, что рекропроекты довольно долгосрочные, а на выходе из кризиса спрос на них восстановится, то именно сейчас самое время заниматься подобными проектами.

Ведь, почувствовав восстановление доходов, потребители сначала увеличат расходы на потребление, отдых, развлечения, и лишь потом перейдут к долгосрочным покупкам.

Кроме этого, это, наверное, единственный сегмент, где можно с уверенностью прогнозировать восстановление спроса и сохранение дефицита на среднесрочную перспективу.

Спортивные объекты

Bigness.ru: — Хорошие ли перспективы имеют объекты, строящиеся к олимпиаде в Сочи?

О.Ш. — Если говорить о спортивных объектах — то их, скорее всего, ждет реконцепция или даже реконструкция. Что касается гостиниц, апартаментов, развлекательных и прочих чисто коммерческих объектов, то их судьба зависит от того, насколько качественно пройдет подготовка к Олимпиаде, насколько качественной будет инфраструктура, дороги, сервис.

В любом случае, такая огромная страна как Россия имеет очень ограниченную полоску моря, часть которой приходится на Сочи.

Поэтому развитие и превращение Сочи в качественный курорт — процесс неизбежный, вопрос только, сколько поколений россиян за это время успеет смениться.

Bigness.ru: — Уже не за горами сезон отпусков. Не упадет ли из-за кризиса спрос на курортную недвижимость?

О.Ш. — С точки зрения покупки, безусловно, упадет. При этом и до кризиса мы проигрывали в ценовой конкуренции многим зарубежным курортам. Сегодня на последние цены активно снижаются — будут снижаться они и у нас.

С точки зрения аренды и отдыха возрастет — отказавшись от покупки недвижимости, люди не откажутся от отдыха совсем.

Может быть чуть короче будет пребывание на курорте, сократятся дополнительные расходы, но, учитывая, что кризис — время непростое, отнимающее много сил физических и моральных, восстановление, лечение и просто отдых становятся еще более актуальными

В настоящее время на курорте Сочи развиты следующие виды туризма:

  • рекреационный туризм (пляжный отдых);
  • лечебно-оздоровительный туризм;
  • деловой туризм;
  • событийный туризм;
  • спортивный туризм.

Bigness.ru: — Много ли сейчас рекреационных объектов? И кому они в большей степени принадлежат — государству, или находятся в частных руках?

О.Ш. — Объектов довольно много, преимущественно они уже частные. Хотя изначально большинство из них принадлежало государству: на два трети рекрофонд — это наследие советских времен.

Читайте также:

В России на 30% может упасть цена на квартиры в новостройках

К лету аренда жилья в России может подешеветь на 25%

В России ужесточили условия ипотечного кредитования

Автор Петр Дерябин
Петр Дерябин — журналист, корреспондент новостной службы Правды.Ру
Обсудить