Платные дороги в России довели до абсурда

Чтоб окутать Россию сетью платных скоростных магистралей, государству нужно втрое увеличить финансирование этой программы – к этому призывает мэр Москвы Юрий Лужков. Эксперты с сожалением констатируют: чиновники до сих пор живут в плену иллюзий…

Частные инвесторы построят платные дороги, если Минфин увеличит финансирование программы втрое, уверен мэр Москвы Юрий Лужков. Иного, по его словам, не дано. По словам высокопоставленного чиновника, «бизнес должен созреть. Не думаю, что это состоится очень быстро», – передает его слова «Интерфакс». По его мнению, платные дороги это «приемлемая и допустимая вещь», но чтобы инвесторы были готовы вкладывать деньги в проект, у них должна быть уверенность, что затраты окупятся.

Несмотря на то, что программу развития транспорта мэр Москвы считает актуальной, тех денег, что с барского плеча дает инвесторам государство, не хватит. «Принятие этой программы может не дать результат, если она не будет обеспечена достаточным финансированием. 13 триллионов рублей – это большая цифра, однако для России это лишь одна треть от необходимого финансирования», – отметил он.

Заявление мэра о недостаточном финансировании критикует собеседник Bigness.ru, заместитель председателя движения «Наша столица» Александр Закондырин.

«Мэр постоянно просит денег у федерации. Однако все выпрошенные из госбюджета миллиарды и триллионы на дорожные проекты не разгрузили ни одной пробки», – негодует он.

Да и не в деньгах дело, считает другой собеседник Bigness.ru ‑ научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

Вопрос не в финансировании программы строительства платных дорог. Вся соль в организации проекта. По мнению эксперта, на всем, что сегодня пытаются навязать власти в строительстве высокоскоростных платных магистралей, нужно поставить жирный крест!

«Представление русского чиновника о платных дорогах – абсурдистское, что со стороны Лужкова, что со стороны федеральных ведомств. К сожалению, этот обман трудящихся ничем хорошим не кончится. Откровенная и тривиальная глупость надеяться, что у нас будет частно-государственное партнерство и частный капитал нам построит инфраструктуру. Эксперименты с платными дорогами нам еще не по возрасту!» – говорит наш собеседник.

Строить платные дороги в России противопоказано, пока не наведен порядок на бесплатных магистралях. Хотя законодатель сделал все, чтобы бизнес пришел.

«Закон о дорогах и дорожной деятельности» гарантирует, что все эксплуатационные риски лежат на стороне концедента, то есть, государства, а не концессионера. Хотя, само представление о том, что частные инвесторы будут за свой счет строить дороги ‑ из области фантазий, уверен Блинкин.

Также развитию идеи платных дорог мешают заблуждения российских чиновников.

«Самая печальная вещь, что все отечественные начальники, как муниципального, так и федерального уровня, побывали в Европе и видели платные дороги, - говорит эксперт в интервью Bigness.ru. - Они мне говорят, мол, посмотрите, в Италии все дороги платные. Я не ленюсь и посылаю справочку, что не все, а лишь часть дорог. Я им выдал статистику, сколько у них километров платных и бесплатных магистралей».

Самый большой промах российских чиновников Блинкин видит в том, что они не рассматривают строительство магистралей бизнескласса вкупе со строительством бесплатных дорог. А ведь в России нет плотной дорожной сети. Даже магистраль от Питера до Москвы местами напоминает проселочное бездорожье.

М.Блинкин указывает на то, что у платных дорог только лишь перераспределительная функция. Для реализации глобального проекта необходимо навести порядок в существующей дорожной сети, уверен он.

«Никто в жизни не строил платной дороги в условиях бедной местной сети. Сначала хлеб – потом пирожные. Сначала богатая бесплатная местная сеть, а поверх всего этого скоростной бизнескласс!» – утверждает эксперт.

Он приводи в пример Европу, где вдоль Лазурного берега идет замечательная платная магистраль, но вокруг этой платной дороги плотная сеть мелких дорог. У граждан должен быть выбор, по какой дороге ехать.

Если начать строить платные дороги на основе тех, что есть, все выльется в абсурд. М.Блинкин приводит пример строительства платных дорог в Подмосковье. Там множество дорогих коттеджных поселков, казалось бы, есть, кому платить за эксплуатации скоростной магистрали.

Однако отсутствие альтернативной дорожной сети приведет к тому, что весь эффект от платной дороги себя на том исчерпает.

«Скоростной трасса является только потому, что к ней примыкает мало въездов. На платную трассу за границей въезды через 30-40 км. Я хочу посмотреть на того дорожного начальника, который откажет жителям богатых поселков со средней ценой коттеджа в один миллион евро врезаться в скоростную магистраль при отсутствии в том районе других дорог. Между тем, они натыканы через каждые 500-800 метров», – умиляется наш собеседник. Из-за этого на уже существующих платных «автобанах» местами скорость движения ограничена на уровне 40 км/ч, вместо обещанных 130 км/ч.

В итоге получится не платная дорога, а городская улица, где будет врезка на каждом километре. Да и от пробок она не застрахована.

Службы, которые будут содержать такие дороги, просто разорятся на содержании такого количества терминалов (по количеству врезок в дорогу) или установят фантастическую плату за ее пользование.

Однако, вероятнее всего, что жители этих поселков просто не станут платить за въезд.

«А за что платить, если нет разницы между обычными дорогами и нет бесплатной альтернативы? Они будут правы, потому что они платят налоги», – говорит М.Блинкин.

Платная дорога, как окупаемый инвестиционный проект вещь весьма редкая, утверждает он. Довольно популярные платные дороги в таких странах, как Испания, Франция, Италия позволяют окупить лишь установку терминалов для сбора проездной платы и текущие затраты по содержанию и ремонту магистрали.

Чтобы организовать хороший дорожный бизнес для частников, государство должно самостоятельно вложить деньги, которые перечисляют граждане в казну виде целевых дорожных налогов в развитие бесплатных дорог. Иначе все дороги будут платными либо придется отказаться от идеи строительства платных магистралей.

Впрочем, наш собеседник видит свет в конце тоннеля:

«С этого года уровень дорожного финансирования из бюджета значительно растет. Это нужное и важное дело», – заключает эксперт.

Наталья Трефилова

Автор Сергей Малинин
Сергей Малинин — журналист, редактор Правды.Ру. *
Обсудить