Исаак Калина: Знание основ религиозной культуры исключает конфронтацию

Во вторник президент России Дмитрий Медведев провел совещание по вопросам преподавания в школе основ религиозной культуры, светской этики, а также введения в Вооруженных силах института воинских и флотских священнослужителей.

В совещании приняли участие Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, министр обороны Анатолий Сердюков, министр образования Андрей Фурсенко, главный раввин РФ Берл Лазар, председатель Совета муфтиев РФ Равиль Гайнутдин, председатель Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман РФ Талгат Таджуддин, а также председатель Буддийской традиционной сангхи России Пандито хамбо лама Дамба Аюшеев.

В ходе совещания глава государства сообщил, что принял решение поддержать идею преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики, а также организовать работу на постоянной основе в Вооруженных силах священнослужителей, представляющих традиционные российские конфессии.

По просьбе "Правды.Ру" заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина рассказал о нововведениях в российских школах.

- Во-первых, образование дает серьезный результат только в том случае, когда оно является достаточно целостным и формирует у ребенка, у подроста, у юноши, у молодого человека целостное представление о мире, о своем месте в этом мире, о взаимоотношениях людей, о его отношениях со всем, что происходит в этом мире. Вряд ли кто-то решится сделать вид, что в жизни человечества такое явление как религия не играет большой роли.

Все мы понимаем: то, что существует на протяжении тысячелетий, и в жизни многих людей занимает очень серьезное место, заслуживает внимания и изучения. С этим должны быть знакомы те, кто учится сегодня независимо от их личного отношения к религии.

Мы же не говорим о том, что это изучение есть пропаганда религии. Знание о предмете оно и есть знание и оно крайне необходимо. Потому что знанию есть одна противоположность – это невежество. Как правило, именно незнание истории, основ культуры религии и рождает в головах молодых людей абсолютно ложное представление о каких-то непреодолимых различиях между людьми ввиду их отношения к религии.

Если очень серьезно и объективно вести изучение истории и основ любой религиозной культуры, то невольно начинаешь понимать сколько общего в этих основах. И это, на мой взгляд, дает возможность формирования понимания именно у детей объединительного фактора религии.

Все основные религии мира основаны на фундаментальных ценностях добра, справедливости, миролюбия и милосердия и должны пропагандировать эти универсальные понятия, что и может сделать религию и церковь факторами интеграции общества. Но эту возможность необходимо обеспечить спокойным, объективным изучением истории и основ культуры религий. 

Мы считаем, что по результатам многолетнего опыта многих субъектов Российской Федерации по изучению истории и основ религиозных культур, в том числе факультативно, в виде дополнительного образования, кружков, сегодня у нас уже сеть возможность ввести курс по изучению истории и основ религиозной культуры в рамках общей и обязательной части образования. Конечно же вместе с этим нужно предоставить возможность нерелигиозной части населения или тех, кого не заинтересует изучение истории религиозной культуры еще вариант выбора изучения основ светской этики, как очень созвучного по целям, по задачам курса тем, которые я назвал перед этим. Я вообще не думаю, что есть какая-то проблема в том изучать или не изучать.

Очень важно как будет организовано изучение. Психологи убеждают, что самое удобное время для начала изучения основ религиозной культуры – это последние классы начальной школы, когда у ребенка сформировано умение учиться, умение понимать, что существуют разные варианты решений одной и той же задачи. Этот курс не должен быть длинным. Он должен занять лишь несколько учебных четвертей в жизни ребенка.

Хочется подчеркнуть, что никакой школьный курс не должен быть завершением изучения какого-либо предмета. Этот курс - это начало изучения, это введение человека в тему. А дальше человек в жизни сам должен решать для себя вопрос изучения того предмета, с которым его в школе познакомили.

Этот курс ни в коем случае не должен диссонировать со всем содержанием школьного образования. Очень важно, чтобы при изучении каких-либо предметов, скажем истории, учитывалась роль, которую сыграло православие, и другие религии при становлении российской государственности. К примеру, невозможно понять литературу без понимания православных основ русской литературы.

Преподавание этого предмета – это самый сложный вопрос. Основная задача системы образования – это соответствующая подготовка специалистов. Поэтому самым серьезным, самым ресурсозатратным блоком при введении этих курсов – это, естественно, будет повышение квалификации педагогов. Естественно, что в школе необходимо три-четыре педагога, готовые вести данные курсы. Это могут быть преподаватели разных предметов, прошедшие соответствующие курсы подготовки.

Мы планируем провести дополнительное внеочередное повышение квалификации учителей, изъявивших желание преподавать эти предметы. Это могут быть учителя  литературы, историки. Это могут быть и психологи. При этом подбор педагогов будет осуществляться особенно тщательно: они должны хорошо разбираться в предмете и быть сторонниками свободы религиозного выбора, впрочем, как и нерелигиозного выбора тоже. И ни в коем случае он не должен быть пропагандистом превосходства одной религии над другой.

В связи с тем, что все предыдущие годы велась огромная работа совместно со всеми конфессиями и накоплен достаточно большой опыт, я думаю, что при интеграции усилий в этом направлении вполне возможно, что в первых школах страны преподавание этого курса может начаться уже в конце этого учебного года или в начале следующего.

Отмечу, что, во-первых, в рамках этого курса дается возможность выбора, во-вторых, это абсолютно светский курс. Это знание о религии, а не ее пропаганда. В-третьих, преподавание этого предмета осуществляют обязательно светские педагоги, основываясь на свободе религиозного выбора. Преподавание этого курса не должно создавать в головах детей превосходства одной религии над другой.

В основе конфронтации между людьми очень часто лежит религиозная безграмотность. Собственно весь религиозный фанатизм и основан на религиозной безграмотности. А когда люди изучают и знают историю, знают основы религиозной культуры, тогда не остается места для конфронтации. И это основная цель преподавания основ религиозной культуры и основ этики в школе.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить