Пером и мечом

Испанская литература рождалась вместе с независимостью Испании, под звон мечей и рев труб, в междоусобицах королей и в войнах с арабами. Благородные доны, с одинаковым бесстрашием проливавшие и христианскую, и сарацинскую кровь, стояли у истоков поэзии Пиренейского полуострова.

Первым, кто настроил струны воинственной испанской лиры на мирный лад, был поэт Иньиго Лопес де Мендоса.

Он родился 19 августа 1398 в кастильском городке Каррион-де-лос-Кондес в дворянской семье, известной своей любовью к литературе и искусству. Его дедушка Педро Гонсалес де Мендоса и отец, адмирал Кастилии Диего Уртадо де Мендоса был поэтами, дружившими с лучшими испанскими литераторами той эпохи.

После смерти в 1404 году адмирала де Мендоса семья обеднела. Маленький Иньиго был отдан на воспитание бабушке Менсии де Сиснерос, а потом жил в доме своего дяди, архидиакона Гутьерре, будущего архиепископа Толедо.

Юность Иньиго прошла при дворе арагонского короля Альфонса V Великодушного. Здесь он познакомился с классической литературой Франции и Испании: произведениями провансальских и каталонских поэтов, песнями трубадуров. Здесь же он изучал труды Вергилия и Данте Алигьери.

В 1412 году Иньиго женился на Катарине Суарес де Фигероа, наследнице богатого дворянского рода, дочери магистра рыцарского ордена Святого Иакова (Сантьяго). Благодаря столь удачной женитьбе де Мендоса выдвинулся в ряды сильнейших и богатейших феодалов своего времени.

Мендоса принимал активное участие в войнах и дворцовых интригах, но всегда оставался верным кастильскому королю Хуану II, который пожаловал ему титул маркиза де Сантильяна и щедро наградил землей.

Маркиз не только упрочил свое положение, но обеспечил будущее своих сыновей. Например, его шестой сын Педро Гонсалес сумел достичь высокого церковного звания кардинала.

После смерти супруги Мендоса удалился в свое поместье в Гвадалахаре, где скончался 25 марта 1458.

Но славу маркизу принесла не политическая деятельность, а стихотворство. Большой почитатель Данте, Боккаччо и Петрарки, он сумел перенести традиции итальянского гуманизма в испанскую литературу, обогатив и развив ее.

Перу Мендосы принадлежат многочисленные сочинения, среди которых выделяются дидактические сборники «Пословицы для славного просвещения и полезного изучения» и «Спор Биаса с Фортуной», а также сатира «Поучение фаворитам».

Влияние итальянской поэзии обнаруживается в сонетах, форму которых маркиз ввел в испанскую поэзию в аллегорических поэмах «Ад влюбленных» и «Комедийка о Понсе». Хотя Мендоса презрительно относился к фольклору, наиболее ценная часть его наследия – стихи в духе староиспанского народного романса: «Сказы», «Пастушеские песни» и «Песни».

Иньиго Лопес де Мендоса стоит у истоков великой испанской литературы, которая в XVI - XVII веках, освободившись от итальянского влияния, перешагнет через Пиренеи и прогремит по всему свету именами Педро Кальдерона, Лопе де Вега и непревзойденного Мигеля да Сервантеса.

Читайте еще в разделе "Культура".

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *