Вячеслав Зайцев: «Анна Маньяни не была модной»

Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения «самой итальянской итальянки», гениальной актрисы Анны Маньяни. Своими мыслями и чувствами на сей счёт с «Правдой.Ру» решил поделиться классик мировой и отечественной моды Вячеслав Зайцев.

Но в начале позволим напомнить наиболее интересные страницы уникальной жизни великой Маньяни. Долгое время в её биографиях указывалось, что она родилась 7 марта 1908 года в мистической Александрии от отца-египтянина и матери-итальянки. Это утверждение и сегодня кочует из статьи в статью. Но в конце жизни Анна призналась, что это – красивый миф, а на самом деле она родилась в Риме, который стал для неё всем. И сама Маньяни стала символом Рима.

В Италии Анна Маньяни была, есть и будет величайшей национальной актрисой на все времена. В остальном же мире Маньяни по-прежнему остаётся одной из самых потрясающих актрис, чьи лучшие фильмы пользуются неизменной популярностью у всех ценителей настоящего, не подвластного времени кино.

Маньяни снималась не только у итальянских режиссёров, но и у таких мэтров как француз Жан Ренуар» («Золотая карета»). Приходилось ей играть и в проходных картинах. Мы же позволим себе выделить шесть классических шедевров, где Маньяни сыграла свои лучшие роли и без просмотра которых нельзя считаться по-настоящему культурным человеком.

«Рим – открытый город» (1945, режиссёр Роберто Росселини). Эта лента, снятая по горячим следам Второй мировой войны, считается программным манифестом итальянского неореализма. Анна Маньяни играет роль Пины – женщины, мужественно участвующей в Сопротивлении. Маньяни сыграла настолько экспрессивно, фактурно и темпераментно, что моментально стала звездой не только итальянского, но и мирового кино.

«Самая красивая» (1951, режиссёр Лукино Висконти). Эта трогательная мелодрама рассказывает о женщине, которая хочет устроить свою маленькую дочку на роль в фильме. Фильм не считается значительным в творчестве Висконти, но до сих пор популярен, потому что в нём Маньяни играет настолько непосредственно и эмоционально, что кажется, будто она пережила что-то подобное в собственной жизни.

«Татуированная роза» (1955, режиссёр Даниел Манн). В экранизацию своей пьесы Анну Маньяни пригласил сам Теннеси Уильямс, сказавший: «Имя Анны Маньяни вызывает у меня чувство восторжённого восхищения». За роль Серафины Маньяни была удостоена премии «Оскар». Она стала первой иностранкой, удостоенной награды в номинации «Лучшая женская роль». Главную мужскую роль исполнил Берт Ланкастер, сказавший о Маньяни так: «Это лучшая актриса, с которой мне когда-либо доводилось работать. Это редчайшая женщина и удивительно яркая личность».

«Из породы беглецов» (1959, режиссёр Сидни Люмет). Абсолютно уникальный фильм, в котором Анна Маньяни играет вместе с самой популярной голливудской звездой того времени Марлоном Брандо. Одним из авторов сценария выступил Теннеси Уильямс, а поставил романтическую драму уже создавший «12 разгневанных мужчин» Сидней Люмит.

«Мама Рома» (1962, режиссёр Пьер Паоло Пазолини). Этот имевший оглушительный мировой успех шедевр Пазолини снял до того, как ударился в реализацию на экране своих нудных и болезненных гомоэротических фантазий. После этой картины Маньяни и стала символом итальянской столицы. Описать её игру в этой картине невозможно. Анне удалось так выразить материнское счастье и материнскую трагедию, драму сильной личности, которую может победить только безжалостное время, что фильм захватывает даже без перевода.

«Рим» (1972, режиссёр Федерико Феллини). В своей культовой картине, посвящённой Вечному городу, Феллини предложил Анне Маньяни сыграть саму себя – Анну Маньяни, Маму Рома. Фильм стал для гениальной актрисы последним. 26 сентября 1973 года Анна Маньяни скончалась. Ей было всего 65 лет.

В день похорон Маньяни все государственные учреждения и общественные заведения Рима были закрыты, почти никто не работал. Весь город вышел на улицы, чтобы проводить свою «самую красивую» в последний путь.

Теперь предоставим слово Вячеславу Михайловичу Зайцеву:

«Анна Маньяни - это великая актриса! Я считаю, что это была гениальная актриса, которая произнесла одну потрясающую фразу… Я хочу напомнить ее нашим женщинам: "Каждая моя морщинка – это моя жизнь.Я не расстанусь ни с одной своей морщинкой, потому что каждая из них слишком дорого мне досталась"

Игра Анны потрясающая. Да, и время, было какое! Это был период итальянского неореализма. Ей повезло сниматься у гениальных режиссёров. Сам Пазолини снял ее в гениальном фильме «Мама Рома»!

Не все фильмы с ее участием я видел. Но, то, что я смотрел - для меня стало откровением. Я увидел совершенно живой образ, она не играла, а жила на экране своей собственной жизнью. Я убеждён, что она ничего не придумывала, как будто это были кадры ее жизни. Ее игра была настолько замечательной и значительной, что невозможно не восхищаться – и тогда и теперь.

Анна Маньяни навсегда в моей памяти, в моём сердце вместе с Джульеттой Мазиной и Софи Лорен, Вот три звезды, запечатлевшиеся в молодости моей, как символы лучшего периода кинематографа.

Анна Маньяни была очень раскованной, но она не была модной женщиной. Она чувствовала себя необычайно, как бы сказать, комфортно. Хотя я не люблю это слово, его зажали на «Модном приговоре». Слышать не могу – «комфортно, удобно».

Лучше сказать – Маньянибыла по-настоящему стильной женщиной. Её мода касалась только постольку - поскольку. Не мода была для нее, а она - для моды. С нее можно и нужно брать пример. Маньяни можно и нужно подражать. Удивительная простота, лаконизм. У нее было такое выразительное лицо, что костюм не имел значения. Она брала своей эмоциональной динамикой, увлекала…

Вы меня извините, только что прошёл мой юбилей. У меня не хватает слов, чтобы выразить восторг перед этой женщиной!»

P. S. Не пропустите! В субботу, 8 марта, в 23.30 телеканал «Культура» покажет фильм Альфреддо Джаннетти с Анной Маньяни в главной роли.

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Сергей Каргашин
Сергей Каргашин — журналист, поэт, ведущий видеоэфиров Правды.Ру *
Обсудить