«Александра» принесла Сокурову победу в Норвегии

Картина Александра Сокурова взяла главный приз Международного кинофестиваля «Косморама» в Норвегии, о чем было объявлено сегодня ночью. Фильм «Александра», главную роль, в котором исполнила оперная певица Галина Вишневская, покорил жюри и зрителей, в первую очередь, своей человечностью и, как говорит сам Сокуров – «коллекцией характеров», вписанных в суровый кавказский фон: « Эта картина в какой–то мере продолжает тему взаимоотношений между людьми разного пола и разного возраста, тему моих картин «Мать и сын», «Отец и сын», мотивы фильмов японской серии, где речь идет о впечатлениях от жизни уходящей — «Восточная элегия», «Смиренная жизнь», «Дольче».

Сценарий «Александры» принадлежит Сокурову. Причем автор картины немного лукавит, называя выстроенный сюжет простым. Эту историю можно назвать сверхсложной уже хотя бы потому, что она на протяжении всего фильма ставит перед дилеммой – вроде все правильно, но в то же время, не по правилам. А именно, нет ощущения кинематографичности как таковой – лента, практически лишена художественности – только острое чувство реальной жизни, дня сегодняшнего.

Пожилая женщина Александра Николаевна приезжает к своему внуку, который служит в Чечне. Несколько дней она проводит в военной части и ее окрестностях, среди солдат и офицеров, смотрит, наблюдает – преимущественно немногословно – заводит знакомство с местным населением, и никому не объясняя причину своего визита, старается понять для себя что-то очень важное. «Чем-то пахнет…», - недовольно шепчет она себе под нос. «Оружием и солдатами. Привыкай…», - отвечает внук, капитан разведроты. В этом и заключается сюжет картины, в которой – не смотря на время и место действия: Грозный, Ханкала – не раздалось ни единого выстрела. Крупный план фильма – это умение говорить и слушать друг друга. И пальба выглядела бы здесь пошлой нелепостью. «Нет никакой речи о разном происхождении, разной крови. Когда возникает доверительная интонация, все остальное становится незначимым», - объясняет сам режиссер.

«Может быть, я бы и чувствовал себя офицером, да столько народу пострелял… Это мне чести не добавляет», - произносит внук Александры, и вдруг поднимает ее на руки, точно целую жизнь… Или родину. И бережно несет по пыльной бетонке части – мимо казарм, орудий, БТРов. Это самый сильный момент картины.

Сокуров мог бы пригласить на роль внука известных актеров с уже сложившимся «военным» амплуа – Алексея Кравченко, Михаила Пореченкова, Алексея Серебряков. Но в главном герое он видел персонаж лермонтовского типа – немного фаталиста и не крутого, а трепетного, которого исполнил непрофессиональный актер, бывший сотрудник ОМОНа Василий Шевцов. Для него фильм «Александра» стал дебютом и, возможно, счастливым билетом в большое кино: «Сказать, что я был счастлив, когда Сокуров пригласил меня в свой фильм, значит, ничего не сказать», Этому режиссеру невозможно не доверять. Кроме того, все, что происходило на съемочной площадке, мне было интересно. Меня ничуть не смущало, что съемки проводились в Чечне. Тем более, если уж киношники отважились везти в Чеченскую республику Вишневскую, значит, безопасность будет обеспечена. Я очень надеюсь, что фильм «Александра» положит начало моей карьере в кино».

Автор Григорий Резанов
Григорий Резанов — журналист, фотожурналист, бывший редактор культурного раздела Правды.Ру
Куратор Дарья Митина
Дарья Митина — историк, государственный деятель, внештатный корреспондент и ведущая эфиров Правды.Ру *
Обсудить