"Справедливая Россия": ещё не совсем то, но будет

"Я ещё не совсем то. Но буду", - заявил как-то лидер "Справедливой России". Что имел в виду бывший геолог, говоря о себе почему-то в среднем роде так и осталось тайной, хотя догадаться, в принципе, можно. По всей видимости, именно это же самое злополучное "не совсем то" и получилось из его затеи с партийным проектом "Справедливой России". Вот только спикер Совфеда потерял не только партию, но и, похоже, доверие и уважение со стороны президента России Владимира Путина, коими Сергей Миронов так долго кичился.

К старту избирательной кампании партия "Справедливая Россия" Сергея Миронова подошла в крайне разобранном состоянии. Непрекращающиеся скандалы с неизменно следовавшими за этим расколами в региональных отделениях, перетасовка избирательных списков, в результате которых местные руководители почему-то уступили свои места "блатным" бизнесменам, отсутствие сильных лидеров и чётких программных установок - всё это привело к росту напряжения и назревающему внутрипартийному бунту.

В понедельник, 8 октября, в президиуме партии "Справедливая Россия" обсуждали "дело Шаргунова". Точнее говоря, возможность дальнейшего присутствия молодого литератора Сергея Шаргунова в федеральной тройке партии на выборах в Госдуму. Поводом для разбора полётов стала скандальная репутация молодого человека, через литературные произведения автобиографического характера открыто высказывавшегося в своих склонностях к употреблению наркотиков и гомосексуальным пристрастиям. И напротив, публично унижавшего президента России Владимира Путина.

Будучи страстным поклонником лидера запрещённой ныне Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова, начинающий писатель был уверен, что "господин Путин все больше предстает могильщиком страны, председателем похоронной конторы. Изначально были определенные чаяния, связанные с тем, что смута как-то прервется, что этот туман несколько поредеет, возникнет какая-то твердость и осмысленность в кремлевской политике. Но сейчас становится очевидно, что перед нами отвратительный фарс". Кроме того, по словам Шаргунова, Путин "давно похож на выдохшийся флакон", а также на "мокрую половую тряпку". Не изменил он своего мнения и на заседании "Комитета в защиту свободы слова", утверждая вслед за Лимоновым и лидером молодёжного "Яблока" Ильёй Яшиным, что оппозиции "неприлично" обращаться к Владимиру Путину "уважаемый Владимир Владимирович".

Не удивительно, что многие соратники лидера "эсеров" Сергея Миронова пребывали в шоке, узнав, что Шаргунов вошёл в первую тройку федерального списка партии, обскакав и одного из спонсоров "СР" Александра Бабакова, и главного идеолога Николая Левичева, и даже лидера "пенсионного" крыла Игоря Зотова. Да и многие другие посчитали себя незаслуженно обиженными и сгорали со стыда, представляя как им придётся агитировать за воспевателя наркоманских будней, да ещё и позволяющего себе столь резкие и неуважительные высказывания по отношению к первому лицу в государстве.

Но, конечно же, тяжелее всего пришлось Сергею Миронову, лично принявшего решение о включении Шаргунова в первую тройку. Злые языки, кстати, отмечают, что решение это было не только политическим: Сергей является зятем человека из ближнего круга председателя Совета Федерации. Лидер "Справедливой России", везде и всюду заявляющий о своих дружеских отношениях с Владимиром Путиным, оказался в патовой ситуации. Оставлять Шаргунова в списке нельзя, поскольку это было бы равносильно плевку в сторону президента. Да и последствия такого решения могли самым неприятным образом сказаться на хрупком единстве партийных рядов. Но и отказаться от молодого писателя, за которого Сергей Миронов поручился самолично, также было нельзя - на кону стояла не только мнимая оппозиционность партии, но и честь самого спикера Совфеда, с лёгкостью отказывающегося от своих же слов и обещаний.

В результате, выбирая между предательством Путина и предательством самого себя Сергей Михайлович выбрал единственно достойное для мужчины-десантника решение. И не в пользу президента России.

Услышав слово вождя, определились и его соратники. В понедельник стало известно, что ряды "Справедливой России" пополнил находящийся под стражей в связи с возбужденными в отношении него уголовными делами мэр Архангельска Александр Донской. Он уверен, что стал жертвой преследований со стороны Кремля после того, как в октябре прошлого года решил сменить Владимира Путина на посту президента. "Все, что со мной сейчас происходит, все несчастья начались после того, как я заявил, что выставлю свою кандидатуру на президентских выборах", – заявил он в интервью "Радио Свобода".

Теперь, похоже, 37-летний бывший мэр Архангельска, заявивший в одном из интервью, что вместе с женой он иногда с удовольствием посматривает порнофильмы, регулярно ходит в стриптиз-клубы, пробовал курить в Амстердаме марихуану, выступает против третьего срока Путина, а взяточничество планирует искоренять публичными расстрелами на Красной площади с трансляцией по телевизору, нашёл свою партию, а партия, соответственно, нашла своего кандидата в президенты.

Впрочем, имея в запасе такого козыря как Донской, "Справедливая Россия" всё равно пребывает в унынии.

2% голосов, которыми социологи наградили электоральный потенциал партии Сергея Миронова, всё-таки сказывается на общем настрое руководителей "Справедливой России". По крайней мере, для партии, претендующей получить на выборах, если верить словам Сергея Миронова, не менее 20% голосов и обладающей численностью более чем в 500 тыс. человек, стыдно получать допуск до выборов за счёт 60 млн. рублей, которые "эсеры" и принесли в ЦИК, освободившись таким образом от обязанности собирать 200 тысяч подписей в свою поддержку.

По оценкам политологов, процедура сбора подписей является одной из форм узаконенной агитации в ходе избирательной кампании. Засомневавшись же в успехе подписной кампании, "Справедливая Россия" заставила сомневаться уже политологов, оценивающих шансы "эсеров" на выборах как минимальные. "Я не думаю, что они совсем не будут общаться с народом, наверное, будут, но факт в том, что есть проблема – собственно, общаться-то особо не кому", - считает заместитель генерального директора Фонда "Центр политических технологий" Сергей Михеев. "Они-то в поддержке народа не сомневаются, но вопрос в народе: уверен ли народ в том, что он поддержит СР? На данный момент ощущение такое, что "СР" сейчас даже упала ниже 7%", - вторит ему политолог Максим Дианов.

На выборах 2003 года в Госдуму объединение возглавляемой Сергеем Мироновым "Российской партией Жизни" и Партии возрождения России на двоих набрало 1,9 % голосов. Сегодня, как уже отмечалось ранее, "Справедливой России" также не дают более 2%. Что же, от перестановки мест слагаемых, сумма, как бы этого не хотели некоторые политики, не меняется.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить