Иркутский политфеномен

Итоги выборов мэра Иркутска ещё долго будут обсуждать политики, политологи и эксперты в области избирательных технологий. Основания тому есть: не каждый день беспартийный выдвиженец от КПРФ одерживает безоговорочную победу над соперником от "Единой России" на выборах мэра областного центра. Говорить о триумфе представителя оппозиции и провале "партии власти" преждевременно. Виктору Кондрашову ещё только предстоит пройти испытание "медными трубами" и доказать, что его победа не была случайной. А "Единой России", судя по всему, стоило бы провести серьёзную работу над ошибками.

Напомним, что 14 марта 62,32 процента горожан, принявших участие в выборах мэра Иркутска, проголосовали за Виктора Кондрашова. Его основной соперник, выдвинутый региональным отделением "Единой России", и. о. главы городской администрации Сергей Серебренников получил 27,21 процента. Всё это вызвало бурную реакцию, как в стане самих коммунистов, так и у оппозиции в целом, общий смысл которой сводился к следующему: победа кандидата "не единоросса" означает начала краха "Единой России". Утверждение сколь категоричное, столь же и сомнительное.

Общие результаты прошедших 14 марта региональных выборов не поколебали лидирующую роль партии власти и в целом по России, и в Иркутской области — в частности, по итогам выборов двух депутатов заксобрания, трех мэров городов, четырех глав поселений и семи депутатов по одномандатным избирательным округам на отдельных территориях области 11 из 16 возможных мандатов получили представители "Единой России". Тем не менее, "осечки" в Усть-Илимске и Иркутске — это серьёзный звоночек для "единороссов". Ведь проблема не столько в том, что там победили представители конкурирующих партий, сколько в том, каким образом они добились этих побед. И к этому, как ни странно, приложила руку… сама "Единая Россия".

Читайте также: Виктор Кондрашов: Не надо раскачивать лодку

Фото: AP

В первую очередь, это, конечно, касается претендента на пост мэра Иркутска, действующего мэра Братска Сергея Серебреникова, кандидатура которого была предложена губернатором Иркутской области Дмитрием Мезенцевым. Больше того, по мнению наблюдателей, она была буквально навязана руководству регионального отделения "ЕР", что, в итоге, не могло на отразиться на дальнейших событиях. Начать с того, что ряд иркутских "единороссов" открыто высказали своё недовольство решением партийной конференции, а член фракции "Единой России" в заксобрании Иркутской области Антон Романов и вовсе заявил о намерении составить конкуренцию Серебренникову на выборах в качестве самовыдвиженца, попутно обвинив областную бизнес-элиту в беззубости. "Заход братчан на Иркутск — это не что иное как "ситуация смерти", — заявил он.

По мнению экспертов, такой постановкой вопроса Романов рассчитывал на поддержку своей избирательной кампании со стороны местных финансово-промышленных групп. Однако, как показали дальнейшие событий, особых успехов на этом поприще не добился, хотя и спровоцировал тем самым определённую дискуссию вокруг выборов. И не в пользу, разумеется, "Единой России" и выдвинутого ею кандидата. Снятие же Антона Романова с выборов если и не добавило политических очков ему самому, то, по крайней мере, значительно повысило антирейтинг Серебренникова, составивший к концу кампании порядка 30 процентов.

Собственно говоря, этой ситуацией прекрасно воспользовался Виктор Кондрашов, объединивший протестный электорат (в том числе коммунистический) и сумевший привлечь на свою сторону новых избирателей.

Руководство регионального отделения "Единой России" выдержало удар, заявив о том, что воля избирателей является определяющей. С другой стороны, лидер иркутских "единороссов" Людмила Берлина отказалась комментировать именно такой выбор избирателей: то ли действительно не считала, что при проведении избирательной кампании были допущены определённые ошибки, то ли не осмеливалась признать их. В отличие, кстати, от своих коллег по партии.

Председатель высшего совета "Единой России" Борис Грызлов в этой связи заявил, что "представителей от "Единой России" во время предвыборной кампании было двое, и один из них по решению избирательной комиссии был отстранен от выборов. На тот момент он, по опросам, был лидером общественного мнения. "Вот это, наверное, главная причина", — сказал Грызлов на пресс-конференции в Москве, чем сильно озадачил иркутских соратников, в течение всей кампании подчёркивающих, что Антон Романов не выдвигался и не поддерживается "Единой Россией".

А затем масла в огонь добавил Сергей Серебренников, обвинивший в своём поражении всех и вся: иркутский бизнес, который "испугался возможной утраты сложившегося положения и установленных связей"; иркутян, которые стали заложниками "изощрённых" технологий, а потому "не смогли разобраться в сути и выбрать правильные ориентиры"; а также свой собственный избирательный штаб, работа которого "в этой выборной кампании была нерезультативной" и, вообще, "непонятно, кого штаб избирал". "Наверное, было бы лучше, если бы я отказался, потому что решать городские проблемы можно только в команде, при поддержке, в том числе, региональной власти", — посетовал он.

Читайте также: Евгений Рульков: Мы не просили мэра вступать в КПРФ

Фото: AP

Безусловно, что определённые выводы по итогам прошедших 14 марта выборов будут — и должны быть — сделаны. При этом вряд ли стоит вести речь о личной ответственности кого-либо: будь то губернатор области, в адрес которого уже летят критические стрелы, или руководитель регионального отделения, к коей, по данным СМИ, будут применены меры "административного" воздействия — выговор и "внушение". В конце концов, это ведь не слишком искушённый во внутрипартийных интригах избиратель сделал свой выбор. А вот почему он сделал именно такой выбор — и предстоит разобраться.

"Единая Россия" обладает достаточным авторитетом, что изначально даёт ей определённый гандикап на старте предвыборной кампании. С другой стороны, партию зачастую подводит уверенность, что именно этого самого преимущества хватит для общей победы. Как правило, его действительно хватает при отсутствии сильных соперников, во-первых, и серьёзных разногласий внутри партии, во-вторых. В Иркутске "Единой России" в этом отношении не повезло дважды. И не факт, что при таком же отношении к выборам со стороны партийных функционеров не придётся говорить об иркутском феномене как о тенденции.

Что же до новоиспечённого мэра Иркутска, то перед ним стоят другие, не менее сложные задачи. В первую очередь это касается взаимоотношений даже не столько с "партией власти", сколько с вольными или невольными союзниками по предвыборной кампании.

Виктор Кондрашов уже обозначил свою позицию: диалог со всеми политическими силами, но на отношениях исключительно делового сотрудничества и только в интересах города и горожан. Шаг, вне всякого сомнения, разумный. Но явно не этого ожидали от Кондрашова некоторые его сторонники. И если в КПРФ точку зрения своего протеже поняли и приняли, то союзники из числа внесистемной оппозиции расценили это как факт предательства.

Поводом послужил митинг в Иркутске 20 марта против запуска Байкальского ЦБК, организованный рядом экологических организаций, но в котором приняли участие представители оппозиционных политических структур — от анархистов и лимоновцев до либералов из "Солидарности". По такому случаю прилетел и сопредседатель "Солидарности" Борис Немцов, что окончательно превратило митинг в политическую акцию.

Ждали Виктора Кондрашова, однако новоиспеченный мэр так и не появился. Как рассказал с трибуны член регионального политсовета иркутской "Солидарности" Сергей Беспалов, у Кондрашова родилась дочь, и он не сможет приехать, хотя и очень хотел. Чуть позже появились комментарии самого Кондрашова, который пояснил, что он уже ехал на митинг, но в последний момент передумал, поскольку как иркутянин он целиком и полностью с людьми, но как политик и мэр города не может просчитать, как его имя будут использовать и не принесёт ли это вред общему делу. Разумеется, что в адрес мэра со страниц одного из оппозиционных интернет-ресурсов тут же понеслись обвинения в стиле "и этот продался", "пропиарился и кинул" и т. д.

Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все читатели придерживались подобной точки зрения и, памятуя о содержательной части митинга, как раз поддержали Кондрашова. Тем не менее новому мэру предстоит решить непростую задачу: либо попытаться переубедить своих сторонников, направив их энергию в конструктивное русло, либо прослыть "предателем".

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить