"Смерть москалям": российских либералов не смущают "заскоки" белорусской оппозиции

В Москву прибыл единый кандидат от белорусской оппозиции Александр Милинкевич . Прибыл не сам по себе, а по приглашению российской оппозиционной партии, также претендующей на звание единой и единственной. Белорусский гость надеялся показать больше, чем есть, а российская сторона - больше, чем может. В течение трёх часов Александр Милинкевич со товарищи рассказывал журналистам, собравшимся в конференц-зале партии «Союз правых сил», о том что дни нынешнего президента Белоруссии Александра Лукашенко сочтены, так что победа на выборах уже практически в кармане.

Шпионские страсти

Перво-наперво белорусские гости рассказали об опасностях, подстерегающих их на родине. «Вот мы тут вам сейчас всё расскажем, а у нас в стране, между прочим, введена статья за распространение лживых сведений за пределами Белоруссии. «От трёх лет, - сказал белорусский оппозиционер и, сделав театральную паузу, добавил, вызвав нервный смешок у присутствующих: – Так что мы тут уже наговорили на пожизненное заключение». «А ещё, - начал развивать тему главный оппозиционер, - за членство в оппозиционных партиях могут выгнать с работы и после уже никуда не взять. Поэтому люди боятся говорить то, что думают».

- А почему же вас до сих пор не "закрыли? – поинтересовалась пытливая журналистка у Ярослава Романчука, в чьём научно-исследовательском центре АЦ «Стратегия» разрабатывались все программные документы для предвыборной кампании А. Милинкевича.

- Нууу…, - протянул он, - у нас особый статус… Вот в других организациях люди вообще свою работу делают тайно, потому что их могут выгнать с работы, если узнают, чем они занимаются, - искусно перевёл разговор в знакомое русло экономист и революционер.

Как выяснилось дальше, опасности подстерегают единого кандидата не только в Белоруссии, но и в России. Оказывается, первоначально пресс-конференцию Александра Милинкевича собирались провести в «Интерфаксе», но туда вдруг позвонили из МИД республики Беларусь и сказали, чтобы «Интерфакс» ни в коем случае не соглашался на предложение и отменил встречу, если договорённость уже была достигнута.

Но когда один из иностранных журналистов, с которым долго шептался в коридоре пресс-секретарь СПС Денис Терехов , таки задал этот вопрос, лидер СПС Никита Белых взвился белой птицей и твёрдо заявил, что никакого «Интерфакса» не предполагалось, всё это чьи-то придумки, и при этом многозначительно подмигнул собравшимся.

В общем, попугав немного журналистов страшилками из жизни белорусской оппозиции, главные герои пресс-конференции перешли к основной части спектакля.

Революция рейтингов, или чудеса на электоральном поле

Самый главный вопрос, который интересовал всех без исключений: как так вообще получилось, что единым кандидатом был избран человек, не представляющий ни одну из партий, всю свою сознательную жизнь занимающийся проблемой синхрофазотронов. Как человек, не представляющий из себя ничего особенного как оратор, умудрился стать не только лидером все белорусской оппозиции, но и единым кандидатом от оппозиции на президентских выборах.

На это Александр Милинкевич ответил, что он не зря четверть века преподавал физику и кое-что понял в этой жизни. Поэтому, не зацикливаясь более на особенностях преподавательской деятельности, вкратце пересказал весь свой путь в политической жизни, в которой лавров не хватал, но и в хвосте не плёлся. Свою же победу в качестве единого кандидата на Конгрессе демократических сил, прошедшем прошлой осенью, оценил как разумный компромисс. При этом выразил огромную благодарность легендарному Станиславу Шушкевичу , снявшего свою кандидатуру в его пользу. Но это были ещё не самые большие чудеса.

За неполных три месяца рейтинг Александра Милинкевича рос просто с фантастической быстротой – если, конечно, верить его данным. Даже российских журналистов, привыкших к тому, что кандидаты нагоняют себе рейтинг самым фантастическим способом, впечатлила методика, с помощью которой Милинкевич, по его же словам лишённый доступа к масс-медиа, смог получить такие проценты.

Если на момент проведения Конгресса (в октябре прошлого года) Милинкевича знало не более 3-5%, но уже в январе о нём были наслышаны аж 80% населения страны. Кроме того, если в прошлом году за него были готовы проголосовать не более 1,5% избирателей, то по состоянию на январь он получал поддержку 24% от общего населения страны – опять же по его предположениям.

«Таким образом, - резюмировал А. Милинкевич, - у нас с Лукашенко равные шансы. За него хотят проголосовать не более 25%, за меня столько же, а ещё 50% избирателей пока не определились – и за Лукашенко голосовать не хотят, и мне пока не до конца доверяют», - объяснил журналистам расклад сил белорусский кандидат.

Выяснилось,чтосоциологическая наука в Белоруссии в условиях жесточайшего диктаторского режима Александра Лукашенко открыла новый метод выборки. «Мы не проводили традиционных опросов, поскольку вся социология в стране запрещена, мы просто ездили и разговаривали с людьми», - пояснил схемы работы своих социологов А. Милинкевич. По его словам, сейчас две трети населения Белоруссии хотят перемен, которые как раз он и несёт. Так что победа на выборах ему обеспечена, если, конечно, не будет фальсификаций. А они обязательно будут, и даже, возможно, его не допустят до самих выборов, поэтому ему и необходима поддержка российских коллег.

Заграница нам поможет

Милинкевич проявил недюжинную смекалку в переговорном процессе с потенциальными союзниками, стремясь угодить и нашим, и вашим. В ходе своих визитов в Европу, единый кандидат от оппозиции соловьём заливается о том, как Беларусь хочет построить демократию и рвануть в Евросоюз, но только вот диктатор Лукашенко мешает. На встрече с российскими журналистами тон единого кандидата меняется, и он начинает лить слёзы, что россиян неправильно информируют, что ни на какой Запад он не хочет. Вернее, конечно же, хочет, но не так чтобы уж сильно, а дружить будет с Россией. Причем выстраивать отношения со славянским соседом он обещает гораздо лучше, чем Лукашенко, ставя во главу угла экономические аспекты взаимодействия.

И тут же, словно вспомнив о чём-то важном, принялся причитать, что Россия ничего не понимает и, поддерживая Лукашенко, портит свой имидж в Белоруссии, теряя популярность в глазах всей белорусской интеллигенции. На что Алла Гербер, проникнувшись драматизмом момента и едва сдерживая слёзы, предложила организовать в России Общественный комитет интеллигенции в поддержку белорусской оппозиции.

При этих словах неожиданно проснулся Никита Белых , заявив, что это СПС первым поддержал и продолжает поддерживать Милинкевича, помогает распространять оппозиционную газету «Народная воля» и вообще готов участвовать в выборах в качестве наблюдателей. Напомним, ранее Белых заявлял, что организует десант из тысяч активистов и даже сам поедет в Белоруссию в качестве простого наблюдателя. Но ныне его пыл угас: на пресс-конференции лидер СПС начал объяснять, что посылать столько много людей нет смысла, поэтому поедут только те, кто обладает каким-либо влиянием, чтобы сообщить всем о предстоящих нарушениях.

Про фашистов и людей

Как ни увиливал, не смог обойти Милинкевич тему фашизма, ставшую столь популярной в России. Юная журналистка, представившаяся корреспондентом сайта "Каспаров.Ру", с придыханием в голосе спросила: «Вот у нас в России много фашистов, а как с ними у вас?» Никита Белых, на которого вопросительно посмотрел Милинкевич, демонстративно отвел взгляд в сторону, поэтому белорусский кандидат, то ли не знакомый с подробностями фашистского скандала с участием СПС в Перми, то ли просто не проинструктированный на этот счёт, выдал домашнюю заготовку.

Сообщив, что фашистов в Белоруссии нет, кроме тех, которые бегут к ним из России, Милинкевич спешно добавил, что на самом деле самый большой фашист – это Александр Лукашенко . На что тут же получил уточняющий вопрос от журналиста телекомпании МИР, рассказавшего, что когда он работал волонтёром в белорусских общественных организациях, которые как раз и избирали Милинкевича, лозунг «Живе, Беларась» неизменно сопровождался не менее патриотичным лозунгом «Смерть москалям». Тут Александр Владимирович смутился, пояснив, что отдельные случаи национализма конечно возможны, но он за всех отвечать не может.

Тихая гавань Бориса Немцова

Это уже третий за последнее время визит Александра Милинкевича в Москву, но только сейчас его приезд был обставлен со столь внушительным размахом. Как говорили в перерывах между пресс-конференцией и заседанием Политсовета СПС партийцы, поддержка кандидатуры Александра Милинкевича "Союзом правых сил" была обусловлена настойчивостью Бориса Немцова, давно уже подбивающего клинья под Белоруссию. Собственно, как раз отсутствие Немцова в Москве и помешало раньше начать кампанию по продвижению Александра Милинкевича в России.

После временного ухода от активной политической жизни Борис Немцов , не добившийся заметных результатов в бизнесе, решил вернуться к партийной деятельности. Само собой, что возвращение заблудшего члена Политсовета должно было быть обставлено как можно торжественней. И здесь заключение союза СО ВСЕЙ белорусской оппозицией должно было стать первым успехом Бориса Немцова как будущего объединителя демократов. Результаты же выборов президента Белоруссии, по большому счёту, уже никого не волнуют. Равно как и мало волнует судьба Никиты Белых, которого отправляют на черновые работы в полную опасностей страну жестокого диктатора Александра Лукашенко.

Лев Правин
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *