Номенклатура СПС требует сохранения партии

Очередной скандал разгорается в стане либеральной оппозиции. Дочь главного реформатора страны Егора Гайдара обвинила лидера Союза правых сил во всех смертных грехах. На «несогласном» наречии это значит – в сотрудничестве с Кремлем. Молодую активистку Машу Гайдар чрезвычайно беспокоит «уничтожение» СПС. Немудрено, ведь без партии и места в ее руководстве персона бескомпромиссной оппозиционерки делается куда скучнее.

Трудно отказаться от положения и известности. Особенно если это все, чем знаменит. Вот и приходится критиковать Леонида Гозмана за слова о возможном банкротстве партии. За долги, которые возникли в предвыборный период. Забывая при этом уточнить, какая часть средств пошла на рекламу самой Маши Гайдар – редкий политический билборд в столице обходился без ее портрета.

Кто знал Машу до начала предвыборной гонки-2007? Пара сотен постоянных участников политических дебатов в пивбарах Москвы? Чем с 2004 года, со вступления в СПС, прославилась в политике Маша Гайдар? И кто посчитает средства, которые выложила партия для ее раскрутки как медийной персоны ровно год назад?

Телеролики, ролики в Интернете, билборды «Новое поколение демократов» на городских улицах. Сейчас со страниц «Новой газеты» Маша Гайдар спрашивает: «Зачем нужно распускать СПС?.. Чем роспуск СПС поможет в сохранении либеральных идей и проведении либеральных реформ?»

Ответ очевиден: за эти билборды. В связи с ними. Оскомину набили разговоры о реформаторах 90-х, которые сделали все, чтобы ругательным стало само слово «демократ». Сами «правые» не первый день обсуждают, не покаяться ли за те «реформы». Кому пришла в голову гениальная мысль сделать лицом партии человека с фамилией Гайдар? Кто-нибудь задумался над имиджем демократической партии, молодыми лидерами которой с монархической прямолинейностью становятся дети отцов-основателей – без всяких промежутков, сделанных хотя бы ради приличия? Надо понимать, молодое поколение «правых» в нашей стране вырастает только в самих семьях «правых», как дети номенклатуры КПСС имели очевидную дорогу по стопам родителей? Вот и Жанна Немцова засветилась на тех выборах. Так это партия или «семья»?

Чем способствует такая СПС сохранению либеральных идей и проведении либеральных реформ? Тем, что в стране было создано «либеральное сословие»? Что делать с такой партией сегодня? «Прекратите уничтожать партию!!! Оставьте ее тем, кому она нужна, кто видит смысл в ее сохранении, кто хочет в ней остаться», - кричит Маша Гайдар со страниц «Новой газеты». Желание «остаться» понятно, так и коммунистическая номенклатура цеплялась за свои посты в конце 80-х, так и сегодня прозябает в КПРФ.

Но кроме желания «остаться» есть и желание сохранить дееспособную «правую» оппозицию. А для того, чтобы она жила, мало дистанцировать ее от «подвигов» «демократов» 90-х. Желательно еще и очистить ее от «демократических династий».

Какую альтернативу предлагает Маша Гайдар, обвиняя Леонида Гозмана в сотрудничестве с Кремлем? «Раз уж Вы проявляете честность и признаете, что работаете в кремлевском проекте, - говорит она в открытом письме, - то найдите в себе силы подкрепить эти слова таким же честным поступком - своим заявлением об отставке с поста и. о. председателя СПС и выходе из партии СПС». Эта анархическая риторика принадлежит Гарри Каспарову – «нельзя ни при каких условиях сотрудничать с властью». Она чужда СПС, лидеры и члены которой всегда сотрудничали с властью, более того – были ею.

Нынешняя истерика об отходе от демократических идеалов – не более чем истерика. Это очевидно, если перестать оглядываться на Запад и приглядеться к происходящему внутри страны. Члены правительства вполне осознанно проводят либеральный экономический и политический курс. Отцы-основатели СПС работают во властных структурах. Не обходится без проблем, но их не скрывают. И бороться с ними куда удобнее из стен Госдумы, а не с трибуны маргинального «Марша несогласных».

Собственно, в этом и заключается выбор: «марши несогласных», к которым уже привели партию, или объединение демократических сил в рамках совершенно нового проекта. Вот только одна беда: «несогласным» и Маша Гайдар, похоже, интересна постольку, поскольку за ней стоит партия. Не придется ли без партии вернуться на скучную работу в Институт переходного периода, который возглавляет (вот ведь совпадение!) Гайдар-отец?

Девушку можно понять: решается ее политическая судьба. Хотя, конечно, грустно, что в современной демократической партии судьба человека начинается с династии, карьера - через билборды, а закат молодого политика может состояться из-за реформы партии. Что-то неладно с отечественной демократией, каких-то важных элементов не хватает. Идеи, что ли? 

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить