Лимоновский альянс

Эдуард Лимонов заявил о создании на базе "Другой России" новой политической партии с целью участия в ближайших парламентских выборах. Костяк её составят сторонники лидера нацболов, а также представители других оппозиционных структур. Не исключено, что среди "новых другороссов" окажутся и члены возглавляемого Дмитрием Дёмушкиным "Славянского союза", деятельность которого признана экстремистской и отныне запрещена на территории России.

По словам писателя-революционера, учредительный съезд новой партии, которая будет создана на базе "Другой России", состоится уже 10 июля. "Коалиция "Другая Россия" давно не работает. За полтора года ни разу не собирался ее исполком. Мы считаем себя наследниками этого бренда", - сказал Лимонов, пояснив, что надеется принять участие в предстоящих выборах депутатов Госдумы. Если, конечно, партия получит государственную регистрацию, в чём сам г-н Лимонов пока не уверен. "Захочет власть, чтобы нас зарегистрировали или нет - это будет камнем преткновения", - уточнил он. Впрочем, не слишком богатый опыт партстроительства показывает, что действовать в легальном поле Лимонову крайне некомфортно.

Максимум, на что его хватило - в начале 1997 года зарегистрировать НБП в качестве межрегиональной организации. Дальнейшие попытки преобразовать движение в политическую партию ни к чему не привели. В одном случае не удалось наскрести необходимое количество региональных отделений. В другом - привести устав в соответствие с требованиями законодательства. В итоге НБП и вовсе была признана экстремистской организацией, а её деятельность запрещена.

Лимонов, поначалу угрожавший властям, что если те не откроют им "дверь к выборам", то получат "молодежные террористические организации наподобие "Красных Бригад" или РАФ", после пребывания в саратовской колонии несколько поумерил свой пыл и довольно пессимистично отреагировал на решение Мосгорсуда о запрете НБП: "У меня нет никаких идей по поводу создания новой партии". Через пару месяцев, в июле 2007 года, он объявляет о создании... политической партии под названием "Другая Россия".

По словам Лимонова, партия нужна ему, чтобы оставаться "в легальном поле" и принять участие в парламентских выборах. Впрочем, дальше громких заявлений дело не пошло. Как пояснил сам Лимонов, он не считает возможным что-то конкретизировать, так как "в политике иногда полезно помолчать".

Молчание в итоге затянулось на три года. За это время окончательно сошла на нет "Другая Россия", так и не вышла из предродовой комы "Национальная ассамблея", не получили поддержки со стороны бывших "другороссов" попытки Лимонова выдвинуть себя в качестве единого кандидата от оппозиции на президентских выборах 2012 года или, на худой конец, возродить триумвират Касьянов-Каспаров-Лимонов.

Фото: AP

С либеральным крылом оппозиции у Лимонова вообще не выходит никакого согласия. Не обнадёживает даже поддержка лимоновской "Стратегии-31" со стороны некоторых деятелей из каспаровско-немцовской "Солидарности". Те, кто выходит по 31-м числам на Триумфальную площадь, морщат нос при упоминании о Лимонове: дескать, они здесь исключительно из-за Людмилы Алексеевой. Другие, как например Александр Подрабинек, едва ли не напрямую называют Лимонова фашистом и предупреждают своих товарищей по "Солидарности" об опасности сотрудничества с красно-коричневыми.

Подробнее: "Общество нищих"

Так что заявляя сейчас о создании проекта политической партии, Лимонов вряд ли рассчитывает на помощь либералов. "Если надо, мы позовем их к себе", - отвечает он на вопрос о перспективах вступления в его личную "Другую Россию" других оппозиционных политиков. Впрочем, представители "Солидарности" также предсказуемо исключают возможность своего участия в лимоновском проекте. Во-первых, как поясняет в интервью Ньюсинфо сопредседатель "Солидарности" Борис Немцов, объединение в одну партию большевиков и либералов занятие совершенно бесперспективное в силу имеющихся идеологических разногласий. Во-вторых, до сих пор не ясна и судьба самой "Солидарности", которой предстоит соперничество с "Демократическим выбором" Владимира Милова, также рассчитывающим зарегистрировать к предстоящим парламентским выборам либеральную политическую партию.

Вместе с тем, у Лимонова есть вполне конкретные планы на будущее, связанное с блоком радикальной право-левой оппозиции, идея создания которого возникла у оппозиционера ещё в начале его политической карьеры. "Нашей идеей-фикс стала идея об объединении двух крыльев радикальной оппозиции, крайне левого и крайне правого, представленных символически Анпиловым и Баркашовым, - вспоминает Лимонов в своей книге "Анатомия героя". - Тогда у нас были общие противники: мы, прощупав друг друга в разговоре, выяснили, что питаем общее отвращение к лидерам КПРФ, презрение к Жириновскому и ЛДПР. [...] Баркашов морщился при упоминании союза с левыми коммунистами, грубовато подшучивал над Анпиловым, но, как ни странно, возможность союза допускал".

Потенциальные союзники в июле 1994 года даже провели "Конференцию Революционной Оппозиции", которая стала первым и последним совместным мероприятием националистов и леваков. "К осени мы умыли руки. Т. е. моя мечта об "анархистах (т. е. левых) и фашистах (правых)", взявших город, осуществлялась туго и не хотела осуществляться", - прокомментировал итог несостоявшегося союза Лимонов.

Фото: AP

Впрочем, не состоялась коалиция исключительнопо вине самого Лимонова, не имевшего за собой реальных политических структур, но рассчитывавшего при этом войти в руководство объединенной организации, что, естественно вызвало протест со стороны более популярных на тот момент лидеров "Трудовой России" и РНЕ. Последний, собственно, как раз и мотивировал свое негативное отношение к Лимонову немногочисленностью его группировки, а также бисексуальностью будущего лидера нацболов.

На сегодняшний день Анпилов и Баркашов давно уже сошли с политической авансцены, уступив место совсем другим людям, с коими у Лимонова складываются более интересные отношения. В первую очередь это касается националистов. "У нас нет националистической партии в России. Она должна быть. Я не вижу в этом ничего ровным счетом плохого или какого угодно", - заявляет Лимонов в эфире "Эха Москвы".

Также по теме: "Две ассамблеии: от национальной к националистической"

"Время рассуждений прошло - мы готовы начать Движение ПРОТИВ. [...] Мы готовы создать широкую коалицию со всеми силами, так или иначе противостоящими Кремлевской верхушке. И в первую очередь - с НБП и другими членами Союза Несогласных. У нас есть общий Враг, и наши идеологические расхождения пора на время отложить в сторону. До нашей победы", - отвечает взаимностью тогдашний координатор Центрального Совета ДПНИ Владимир Басманов.

До подписания каких-либо соглашений тогда дело, в силу объективных причин, не дошло (Лимонов рассчитывал ещё на коалицию с Каспаровым, а у ДПНИ были свои планы прихода к власти), однако перманентный процесс переговоров продолжался. И если поначалу он сохранялся в тайне, то с конца 2009 года стороны откровенно заявляют о взаимной симпатии. "Вчера, я и мои сторонники встречались с лидерами националистов,с К.Крыловым, с В.Тором и Н.Холмогоровой. Встреча прошла конструктивно. Никаких тяжелых разногласий обнаружено не было. Впредь такие встречи между нами будут проводиться регулярно", - сообщает Лимонов.

В настоящий момент и национал-большевики, и национал-радикалы как никогда ранее заинтересованы в сотрудничестве. В ДПНИ так и не смогли оправить от свалившихся на их голову внешних и внутренних неурядиц. "Славянский союз", который стал претендовать на роль лидера в националистической тусовке, столкнулся с непреодолимыми проблемами правового характера, пополнив список экстремистских организаций.

Фото: AP

"Верховный суд сегодняшним решением обязал нас заявить о самороспуске, что мы и делаем", - сказал во вторник лидер "СС" Дмитрий Дёмушкин, не исключивший возможность продолжения деятельность своей структуры, но в новом формате. То, что возможен право-левый альянс, не исключают и представители националистического сообщества. "Ну вот, теперь у нас две запрещённые партии: НБП Лимонова и "Славянский Союз" Демушкина. Поскольку НБП по факту тоже была на 90 процентов славянской - картина вырисовывается характерная", - комментирует сложившуюся ситуацию в своём блоге один из "эсэсовцев".

А вот сторонников Сергея Удальцова в лимоновском альянсе скорее всего не будет. Во-первых, хорошо известны отношения ортодоксальных леваков к националистам; во-вторых, Удальцов сейчас озадачен регистрацией своего "РОТ-фронта".

В целом же, в этом году о намерении создать политическую партии заявили уже четыре инициативных группы. И это не считая тех, кто потерпел фиаско чуть ранее, но, как например Михаил Касьянов, не отказался от задуманного. Не исключено, что в ближайшее время появятся и ещё несколько таких инициативных групп от оппозиции. При этом совершенно очевидно, что ни Лимонов, ни Удальцов, ни кто-либо другой не обладают финансовыми, организационными и людскими ресурсами для создания полноценной, отвечающей всем требованиям закона политической партии.

Также по теме: "Партии реактивного плевка"

Впрочем, им это и не нужно. Как пояснил Лимонов, они будут требовать отмены регистрации политических партий и участия в выборах всех желающих. И именно этот тезис станет для несистемной оппозиции ключевым в период начала предвыборной кампании в Госдуму. Цель данного шага также нетрудно предугадать: поставить под сомнение легитимность выборов, до участия в которых власть отказывается допускать пять, шесть или более оппозиционных партий. Самое главное, конечно, чтобы подобные фейк-структуры дожили до 2011 года. Что, учитывая предыдущий опыт создания оппозиционных коалиций, представляется трудновыполнимым заданием.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *