Приговор Мирзаеву: и снова политика

Дело Мирзаева, политизированное изначально, приобрело еще большую политизацию после его окончания. Во вторник Замоскворецкий суд Москвы признал чемпиона мира по самбо виновным в убийстве по неосторожности и приговорил к двум годам лишения свободы. Так как к этому моменту Расул Мирзаев провел в СИЗО полтора года, он был освобожден в зале суда — день пребывание в следственном изоляторе по закону засчитывается за два дня.

Приговор вызвал в блогосфере мощный эмоциональный всплеск с явной политической подоплекой. "Пощечиной правосудию и в первую очередь всем русским людям" он был назван в аудиообращении, распространенном от имени одного из лидеров объединения "Русские" Александра Белова (Поткина). "Это унижение национального достоинства", — говорится в нем.

Сетевые националисты витийствуют: "Освобождение убийцы Мирзаева это плевок в лицо всему русскому народу. Теперь притесненное и абсолютно бесправное положение русских в РФ уже ни у кого не вызывает сомнений. Данным судебным решением власть подтверждает исключительные права выходцев с Кавказа на совершение противоправных действий в отношении русских…" — и так далее.

В ход пошли "демотиваторы", на которых Путин поздравляет Мирзаева: "Мудрая национальная политика", — гласит подпись под фото. Контекст заявлений, реплик и наглядной агитации, заполонивших блогосферу, до предела прозрачен: националистическую истерию следует раздуть и обратить против власти.

Однако примеры рассмотрения аналогичных дел в России говорят явно не в пользу националистов. Так, боксер Роман Романчук, убивший в 2008 году во Владивостоке обидчика, был приговорен судом первой инстанции к полутора годам колонии-поселения, а после обжалований срок наказания был сокращен для него до 14 месяцев.

А вот дело, как две капли воды повторяющее московское. В мае 2011 года в Златоусте Челябинской области кандидат в мастера спорта по боксу Александр Будыкин, по данным следствия, в ответ на оскорбление нанес удар по голове 32-летнему Алексею Демьянову. Пострадавший упал, ударился о тротуар и через 5 дней скончался в больнице от черепно-мозговой травмы. Суд признал Будыкина виновным в причинении смерти по неосторожности, приговорив его к году и четырем месяцам лишения свободы условно.

Кстати, до суда боксер под стражей не содержался.

Прямо противоположным образом развивалось дело Мирзаева. Напомним, что спортсмен сам явился в полицию и изначально суд принял решение выпустить его под залог в 100 тыс. рублей. Однако это решение было опротестовано прокуратурой и уже на следующий день отменено Мосгорсудом. Мирзаев был взят под стражу.

Дело самбиста неоднократно переквалифицировалось со статьи "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть человека" на "Причинение смерти по неосторожности" и обратно. Суд несколько раз принимал решение освободить Мирзаева под подписку о невыезде, однако это решение каждый раз опротестовывала прокуратура.

Основным мотивом жестких действий суда и следствия был широкий общественный резонанс дела, писали СМИ. "Решение Замоскворецкого суда Москвы об освобождении чемпиона мира по смешанным единоборствам Расула Мирзаева под залог было отменено не только из-за процессуальных нарушений, но и по соображениям общественной безопасности, — говорилось в статьях в августе 2011 года. — Силовики полагают, что "освобождение Мирзаева из-под стражи привело бы к резкому обострению оперативной обстановки в Москве".

"Спецслужбы располагают информацией о том, что националистические движения попытаются использовать инцидент с Мирзаевым как предлог к организации новых беспорядков в Москве, аналогичных тем, которые случились в декабре прошлого года на Манежной площади после освобождения фигурантов дела об убийстве болельщика "Спартака" Егора Свиридова", — сообщала пресса.

Обращение дагестанских политиков в поддержку Мирзаева лишь подлило масла в огонь споров вокруг этого дела.

Итогом политизации, причем со всех сторон, стали полтора года, проведенных спортсменом в СИЗО, и приговор в два года лишения свободы.

На этом фоне звучащие теперь заявления националистов о приговоре как о "национальном унижении", подтверждающем "исключительные права выходцев с Кавказа на совершение противоправных действий в отношении русских ", выглядят как минимум абсурдно. Мирзаев де-факто наказан строже, чем фигуранты аналогичных известных дел.

В конце концов, о чем-то, да говорят нам приведенные выше сравнения.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *