В России кончился бензин

Такой заголовок из разряда оксюморонов анекдотичен только на первый взгляд. Россия - одна из крупнейших нефтедобывающих стран, однако из регионов страны поступают сообщения о дефиците топлива на автозаправочных станциях.

На Алтае введены ограничения на розничную продажу бензина Аи-92 и Аи-95. По сообщениям СМИ, мелкие АЗС закрываются, а "Роснефть" и "Газпром-нефть", крупнейшие региональные операторы, ограничили продажу топлива. С 23 апреля 2011 года на заправках края скапливаются длинные очереди, а на данный момент отпуск топлива осуществляется и вовсе только корпоративным клиентам, сельхозпредприятиям и оперативным службам.

Вслед за тревожными новостями с Алтая информация о проблемах с бензином поступила из Воронежа, Новосибирска, Брянской области, Сахалина, о возможных перебоях с топливом заговорили в Санкт-Петербурге и Москве. Ситуация в этих регионах не стоит так остро, однако эксперты отмечают, к примеру, что "в ближайшее время петербуржцы могут столкнуться с ограничением отпуска бензина на АЗС или с тем, что бензин не будет отпускаться за наличный расчет, а только по картам". Об этом РИА Новости заявил президент "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин.

"При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива", - заявил СМИ президент Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша. "В Москве есть дефицит на сегодняшний день, но чтобы в массовом порядке закрывались заправки и были ограничения выпуска - этого, конечно, не будет", - сказал он.

В свою очередь столичные власти категорически отрицают проблемы с топливом в Москве. Осуществляется еженедельный мониторинг отпускных цены на бензин, каждую неделю составляется отчет, который докладывается мэру города. Согласно последнему отчету, никаких резких или заметных колебаний, связанных с отпускными ценами на топливо, не зафиксировано, сообщил прессе заместитель мэра столицы Андрей Шаронов.

Однако Алтайскому краю, который всерьез столкнулся с дефицитом бензина, от этого не легче. Интересно, что объяснить, как в российских регионах сложилась такая ситуация, не может никто. Существует целый ряд версий происходящего.

Версия 1. Картельный сговор

Еще в понедельник алтайское управление Федеральной антимонопольной службы начало проверку крупных операторов рынка нефтепродуктов в связи с многочисленными обращениями, связанными с дефицитом ГСМ в регионе. Во вторник деловые СМИ опубликовали следующую информацию: "Управление ФАС по Алтайскому краю возбудило дело в отношении ОАО "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" и ОАО "Газпромнефть-Алтай" по признакам картельного сговора на рынке ГСМ".

"Специалисты антимонопольной службы обнаружили в действиях основных оптовых поставщиков ГСМ в Алтайский край признаки сговора и возбудили дело. В настоящее время идет сбор информации", - сообщили в пресс-службе ведомства.

Это и есть первая версия происходящего, согласно которой два крупнейших региональных оператора - "Роснефть-Алтайнефтепродукт" и "Газпромнефть-Алтай" вытесняют таким образом с рынка мелких автозаправщиков. По данным региональной Федерации автовладельцев, из 850 АЗС в Алтайском крае половина принадлежит двум вышеназванным компаниям, причем другие крупные поставщики топлива в регионе не работают.

Версия 2. Подвела электронная система биржевых торгов

Такую версию происходящего выдвинула компания "Роснефть - Алтайнефтепродукт". По ее данным, с началом действия новых положений о реализации нефтеперерабатывающими заводами топлива на электронных биржевых торгах (до 30% от общего объема продаж на внутреннем рынке) у мелких и средних торгующих компаний возникли проблемы с бесперебойным снабжением своих заправочных станций. Часть независимых топливных операторов несвоевременно зарегистрировались или не оформили необходимые документы для участия в биржевых торгах.

Как результат - на ряде заправочных станция Алтайского края кончилось топливо. Следом возросла нагрузка на АЗС "Роснефть - Алтайнефтепродукт". Объем реализации ГСМ увеличился практически в 3 раза, сказано в заявлении. Этим и вызваны проблемы с отпуском топлива в регионе. Причем "подобная тенденция характерна для нескольких регионов страны".

Версия 3. "Не доедим, но вывезем!"

Представители рынка предполагают, что ситуация с дефицитом топлива могла возникнуть из-за того, что российские производители бензина стали отгружать большую часть продукции на экспорт. РИА Новости приводит мнение экспертов информационно-аналитического центра "Кортес", которые называют причиной дефицита топлива его "вымывание" с внутреннего рынка на фоне сезонного роста спроса. Нефтяным компаниям выгоднее экспортировать бензин и дизельное топливо, чем продавать внутри РФ.

Напомним, что с началом мирового финансового кризиса сложилась странная ситуация с ценами на топливо, которые в мире пошли вниз, а в России - вверх. Руководство страны несколько раз обращало внимание на эту проблему, достигая договоренности с поставщиками бензина о замораживании цен. Правда, каждый раз на новом, более высоком уровне. При этом все общественные акции, направленные на снижение цен на бензин внутри России, не привели фактически ни к чему.

"После того как цены на мировом рынке стали расти и возникли локальные дефициты нефтепродуктов в Японии из-за землетрясения, в Китае, в Европейском союзе и США, поскольку основные поставщики нефти оказались втянуты в беспорядки на Ближнем Востоке, возникли серьезные факторы, которые повлияли на мировой нефтяной рынок и вызвали рост цен", - говорит в интервью "Российской газете" Рустам Танкаев, эксперт Союза нефтегазопромышленников.

"В этой ситуации, поскольку цены на нефтепродукты на внутреннем рынке оказались замороженными, внешний рынок стал значительно привлекательней. В связи с этим в России произошел дефицит. И он возник уже в нескольких регионах. Все началось в Алтайском крае, но в ближайшее время это произойдет еще в более десяти таких регионах", - полагает он.

"Ситуация уже не нова для России. В нашей истории она происходила уже несколько раз и заканчивалась всегда одинаково, а именно ростом цен на бензин", - говорит эксперт.

Президент "Нефтяного клуба Санкт-Петербурга" Олег Ашихмин, которого цитирует РИА Новости, разъясняет: "Сегодня оптовые цены равны ценам на АЗС. При этом спрос сейчас превышает предложение. При наличии средств приобрести топливо негде".

По мнению эксперта, причиной сложившейся ситуации, скорее всего, послужило увеличение объемов экспорта топлива. "За первые месяцы года экспорт в несколько раз превысил предыдущий период", - сказал он.

У России своя специфика. Договоренности о замораживании цен на топливо действуют. "В первую очередь это будет не повышение цен на топливо, а прекращение его отпуска", - говорят эксперты.

Некоторые итоги

Цены на ГСМ в России практически не подвержены колебаниям в зависимости от ситуации на мировых рынках. Они стабильно растут. Цены на нефть, достигшие сверхрекордных отметок в 160 долларов за баррель в 2007 году, столь же рекордно падали в 2008-м до 40 долларов за баррель.

Динамика цен на бензин Аи-95 в то же время характеризовалась следующими цифрами (данные Росстата) 2005 год - 18,02, 2006 год - 20,15, 2007 год - 21,90. В 2008 году на московских автозаправочных станциях цена 95-го бензина достигала 22,33, что на фоне падения цен на нефть вызвало естественное недоумение у автовладельцев.

Тогда продолжающийся рост цен объяснили следующим образом: "Отечественные нефтеперерабатывающие компании вынуждены компенсировать убытки от экспорта на внутреннем рынке".

Сейчас ситуация прямо противоположна - мировые цены на топливо решительно пошли вверх и превысили "замороженные" внутрироссийские цены. И вновь компании несут убытки, но уже продавая ГСМ внутри России. Им куда выгоднее продавать топливо за границу.

При этом мало кто сомневается, что топливо в России есть. Как было замечено выше, естественным разрешением возникшей сегодня ситуации будет повышение цен на бензин внутри страны. А пока не будет повышения, будет "прекращение его отпуска".

Мы, население, в любом случае будем компенсировать и компенсировать "убытки нефтеперерабатывающих компаний" - будь цены на нефть хоть низкими, хоть высокими. В конце концов, при капитализме единственным критерием успеха служит прибыль. А ее можно выкачивать из потребителей при любой ситуации.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить