Имитация протеста

Очередной митинг "За честные  выборы!" на проспекте  Сахарова вскрыл серьезные  проблемы протестного  движения. Мало того, что среди его руководителей  наблюдается разброд и шатание, но и большинство рядовых "революционеров" к настоящей революции не готово. А его организаторы, к сожалению, сделали все, чтобы протест со временем сошел на нет.

Пока  власти и лидеры митингующих спорят о количестве участников акции протеста, есть смысл подвести его некоторые неколичественные итоги. В конце концов, побывало на митинге 30 тыс. человек (как считает МВД) или больше 100 тыс. (как насчитала "Новая газета") - это вопрос в определенной степени технический. Очевидно, что помимо стагнирующей явки, протестное движение испытывает серьезные проблемы сразу с нескольких сторон.

Во-первых, движение это абсолютно неоднородное. Если при определенной доле фантазии еще можно было представить выступление  на одном митинге Бориса Немцова  и Григория Явлинского, то появление  в их кампании националиста Владимира Тора - это вообще нонсенс за пределами реальности. Тем не менее, это произошло. Вопрос в том, что временно "подружиться" против Путина эти персонажи смогут. Другое дело, что когда нужно будет решать практические вопросы организации оппозиционной деятельности, согласья между этими "лидерами" быть не может. Слишком уж из разного теста они сделаны. 

Кроме того, такое соседство разноплановых  политиков откровенно обескураживает некоторых митингующих. "Возникает вопрос о границах объединения в борьбе со злом. Где эти границы и не впускаем ли мы в эти границы другое зло", - заявил глава российского правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов, имя в виду допуск на него в качестве спикеров руководителей националистов. 

Во-вторых, это приводит к тому, что вопрос о лидерах протеста открыт, а это предполагает скорую и ожесточенную борьбу за шкуру еще неубитого "Медвепута". Парадоксально, но сразу же после выборов главой протестующих сам себя назначил Борис Немцов. И это при том, что до этого Немцов призывал на эти выборы сходить только для одной цели - испортить бюллетень. После провала немцовского "Нах-наха" многие предрекали ему скорую политическую смерть. Но вместо этого Немцов возродился в новом качестве "борца за честные выборы".

Но все претензии Бориса Немцова на лидерство протестной массой разбиваются о три простых обстоятельства: катастрофически низкий рейтинг, сильно подмоченную после публикации его "прослушки" репутацию и наличие гораздо более сильного конкурента - Алексея Навального. Кстати, Навальный - безусловный фаворит субботнего митинга. Если Немцова и еще целый ряд его коллег по цеху манифестанты откровенно освистывали, то Навальный - это единственный из выступавших, кого толпа слушала крайне внимательно.  

В-третьих, каким реальным образом происходит принятие решений в среде протестующих, в общем-то тоже загадка. Притом, что формально голосование по спикерам митинга на проспекте Сахарова проходило в интернете, реального механизма защиты от накруток рейтинга так и не было создано. В итоге - появление никому неизвестных спикеров и достаточно волюнтаристское распределение очередности выступлений. В контексте публикации телефонных переговоров Немцова, где ему якобы предлагают деньги за включение в программу нужных спикеров, все это выглядит довольно двусмысленно. В результате, например, одна из "звезд" первого митинга на Болотной Геннадий Гудков из «Справедливой России» вообще обиделся и не пришел - его хотели задвинуть в самый конец списка выступающих. "Мы опять никак не можем объединиться. Мы опять делимся на системную и несистемную оппозицию, на тех, кто сидел 15 суток, и тех, кто не сидел", - пояснил свою позицию Гудков. 

В-четвертых, достаточно посмотреть на социальный состав митингующих, чтобы понять, что  вероятность, настоящей революции, а не очередного заводного флэшмоба, крайне мала. Не случайно, протестное движение уже назвали "революцией офисного планктона". В основном это довольно милые, креативные и неагрессивно настроенные люди. Они способны создать массовку, посвистеть ненавистным спикерам и дружно поскандировать вместе с любимыми. Проблема только в том, что штурмовать Кремль, на возможность чего намекнул в субботу Алексей Навальный, они вряд ли готовы. А без намерения драться всерьез никакой революции, как ни крути, не получится. На митинги на Болотной и проспекте Сахарова люди пришли потому, что они были санкционированы, полиция никого не собиралась бить и задерживать. А вот пара ударов омоновской дубинской вполне могла была бы охладить пыл митингующих и снизить явку раз в этак десять. В конце концов, это митинги сытых людей, которые чего-то достигли в жизни и которым есть что терять. А для революции, как учил классик, нужны люди, которым нечего терять кроме своих цепей.

В-пятых, Новый год, как всегда, подкрался  незаметно, а за ним у людей начнутся свои заботы. К февралю, когда оппозиция запланировала новые массовые мероприятия, первый драйв от ощущения сопричастности к "настоящему делу" у многих митингующих пройдет. А к тому времени, и внутренние проблемы слишком уж разношерстной оппозиции окончательно выйдут на поверхность. Все это уже много раз проходила либеральная несистемная оппозиция в лице ПАРНАСа, которая, кстати, получила несоразмерно крупное представительство на последнем митинге. От нее выступало сразу три сопредседателя - Борис Немцов, Михаил Касьянов и Владимир Рыжков плюс еще несколько активистов из сочувствующего движения "Солидарность".  Это похоже на довольно прозрачную заявку на лидерство всем протестным движением. Однако, парадокс в том, что протестующие явно испытывают потребность в свежих лидерах. А значит, до февраля оппозиция вновь рискует расколоться на множество враждующих между собой фракций. 

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить