Госдеп устроил "перегрузку" "делу Магнитского"

Госдепартамент США, не дожидаясь принятия сенатом закона о запрете въезда в США российских чиновников из так называемого "списка Магнитского", поставил фамилии некоторых из них в "стоп-лист". Вопросов этот шаг вызвал гораздо больше, чем дал ответов.

Эта информация, обнародованная газетой The Washington Post, госдепартаментом до сих пор не подтверждена. Непонятна и сама поспешность принятия решения: зачем Госдепу было торопиться, если законопроект уже лежит в сенате?

Речь, напомним, идет о запрете въезда на территорию США и об аресте счетов в американских банках российских лиц, причастных, по мнению американцев, к смерти в Бутырском СИЗО в 2008 году юриста фонда Hermitage Capital Management Сергея Магнитского. В этот список входят судьи, прокуроры, следователи — кто именно, неизвестно. Пока решение Госдепа касается только запрета на въезд, и не для всех 60 фигурантов списка. Очевидно, остальные санкции должны быть закреплены законодательно, то есть они содержатся в том самом законопроекте, разработанном сенатором и сопредседателем Хельсинкской комиссии конгресса США Бенджамином Кардином.

Можно не сомневаться, что решение Госдепа не повлияет ни на что и ни на кого. США не самое распространенное направление путешествий российских чиновников, многие из которых к тому же вообще не имеют права выезда за границу в силу секретности работы. Поэтому решение Госдепа можно анализировать только как проявление политики в чистом, рафинированном, виде.

Собственно, и появление самого "списка Магнитского" — это чистая политика, не имеющая никакого отношения к правозащитной деятельности. Смерть в тюрьме человека, который умер только потому, что ему не оказали медицинскую помощь, ужасна сама по себе, вне зависимости от того, виновен он или нет. Но, положа руку на сердце, только ли Сергей Магнитский погиб в российских СИЗО по этой причине? Была, например, еще предприниматель Вера Трифонова, о которой уже забыли все, кроме родственников. И только ли в российских СИЗО люди гибнут от бесчеловечного обращения? База Гуантанамо — это только вершина айсберга американской пенитенциарной системы, но именно она, а не российская Бутырка стала символом издевательств и бесчеловечного обращения с заключенными. Те сенаторы, которые выдвигают подобные законопроекты, могут дать гарантию, что в других американских тюрьмах не гибнут люди? Особенно если учесть, что США обгоняют Россию по количеству заключенных на душу населения…

Кроме того, американские сенаторы и Госдепартамент, раз уж они так интересуются "делом Магнитского", не могли не знать, что еще более пристально, чем они, за этим делом следит президент России Дмитрий Медведев. Он не только давал поручение генпрокурору взять его на личный контроль, но и принял группу правозащитников с их докладом по "делу Магнитского". И американцы не могли не знать, что Следственный комитет уже назвал имена первых подозреваемых, виновных, по мнению СК, в смерти юриста.

Также вызывает недоумение юридическая сторона вопроса: в России следствие еще не закончено и решения суда нет, а американским сенаторам уже известны все виновные в смерти Магнитского! Как такое может быть — да еще в обществе, где, как считается, соблюдение закона является национальной идеей?

В связи со всем этим становится понятно, что санкции американцев абсолютно бессмысленны в отношении влияния на ход расследования — на него и так уже влияют с самого "верха". То есть смерть российского гражданина американцы используют исключительно как повод для внешне- и внутриполитических игр.

Но интересно, почему именно сейчас Госдеп "активировал" свои "черные списки"?

Член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Дмитрий Вяткин считает, что все дело во внутриполитической и экономической ситуации в самих США.

"В Америке через год выборы и очень непростая внутриэкономическая ситуация. Республиканцы с демократами договориться не могут. В подобной ситуации всегда любимой темой для американских политиков становится внешняя политика, поиск врага и придумывание некоей победы на внешнеполитическом фронте, — считает депутат. — Мы можем рассматривать ситуацию с этими списками только как попытку, с одной стороны, вмешательства в чужие внутренние дела, — продолжает он, — с другой стороны — как некую внутриполитическую игру, которая рассчитана в первую очередь на американских избирателей".

Кроме того, депутату непонятен ажиотаж именно вокруг "списка Магнитского". "На самом деле США совершенно спокойно, произвольно, без каких-либо объяснений отказывают во въездных визах кому угодно, и для этого вовсе не надо никаких списков. Мы знаем, что целый ряд политиков, общественных деятелей России давно являются "невъездными" в США совершенно без повода либо по надуманным поводам, ничем не подтвержденным", — сказал Дмитрий Вяткин в интервью "Правде.Ру".

Учитывая, что Госдеп США очевидно и недвусмысленно вмешивается во внутренние дела России и что ничем, кроме политических причин, это не вызвано, становится понятно, почему российские власти более чем резко реагируют на заявления американских сенаторов и примкнувших к ним части европарламентариев. "Черные списки" МИД России, практику которых он тоже планирует ввести, станут адекватным и симметричным ответом на хамство американцев. Очевидно, первым в этот список должен быть внесен сенатор Бенджамин Кардин, разработавший законопроект по "списку Магнитского".

Кроме симметричных ответов, есть еще и асимметричные. Как пишут в пояснительной записке к законопроекту его разработчики из сената США, "госсекретарь (Хиллари) Клинтон предприняла действия, чтобы препятствовать лицам, причастным к ужасной гибели Сергея Магнитского, въезжать в США". "Высокопоставленные чиновники из российского правительства предупредили нас, что асимметрично ответят в случае, если этот законопроект будет одобрен. Они объяснили, что нам не следует вводить против них санкции и одновременно рассчитывать на них для поддержки санкций в отношении таких стран, как Иран, Северная Корея и Ливия. По словам российских чиновников, если законопроект будет одобрен, под угрозой могут оказаться и другие области двустороннего сотрудничества, в том числе транзит в Афганистан", — говорится в комментарии, текст которого попал к журналистам The Washington Post.

То есть американские политики отдают себе отчет в том, что реакция России будет резкой. И тем не менее идут на такой шаг. Очевидно, прав Дмитрий Вяткин: им сейчас, как никогда, нужен враг, с которым надо несколько месяцев поговорить на повышенных тонах — чтобы отвлечь американцев от грядущих скандалов, связанных с бездарной финансовой политикой администрации США, поставившей страну на грань дефолта.

В самом начале своей деятельности администрация Барака Обамы объявила о начале "перезагрузки" в отношениях с Россией. Хиллари Клинтон даже вручила главе МИД РФ Сергея Лаврову символическую кнопку, на которой, правда, вместо "перезагрузка" было выведено "перегрузка". Порой складывается впечатление, что американское внешнеполитическое ведомство (да и не только оно) действительно находится под сильнейшей "перегрузкой"…

Автор Дмитрий Лукин
Дмитрий Лукин — журналист, бывший корреспондент новостной службы Правды.Ру.
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить