Юргенс обиделся

Из президентского Совета по правам человека вышел ещё один его член - председатель Правления Института современного развития (ИНСОР) Игорь Юргенс. Причиной послужила, как утверждают, личная обида на Администрацию президента.

"Уважаемый Михаил Александрович, уважаемые коллеги, информирую о принятом мною решении выйти из состава Совета", - такое заявление за подписью Игоря Юргенса размещено на сайте Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.

Юргенс стал 17-м по счёту членом Совета, покинувшим эту организацию. В отличие от своих коллег, о причинах, заставивших покинуть Совет, Юргенс в своём заявлении умолчал. С необходимыми пояснениями пришлось выступать главе Совета Михаилу Федотову. "Мы с ним (Юргенсом) разговаривали в воскресенье по телефону. Его нет сейчас в Москве. Он мне позвонил, выразил свою обеспокоенность в связи с тем, что вот меняется система ротации членов Совета. И он опасается того, что в Совете могут появиться люди чисто этически неприемлемые, поэтому он так заранее заявляет о своем выходе", - цитируют Федотова РИА Новости.

Федотов также пояснил, что если он правильно понял Юргенса, то тот "готов будет вернуться в Совет, если состав совета будет нормальным - для него нормальным, для него комфортным". Схожую позицию ранее высказали Валентин Гефтер, заявивший, что "готов продолжить контакты и помогать Совету при одном условии - что мы не прогнемся и ответим отказом на назначенный Председателю алгоритм исполнения его функции по представлению Президенту кандидатур членов Совета", а также Людмила Алексеева, сказавшая, что подождёт окончания этого процесса. "Если я увижу, что, действительно, новые люди, которые приходят в Совет, будут работоспособными членами Совета, я готова вернуться. Если это будет сплошная ерунда, то нет, не вернусь", - пояснила она.

Позиция правозащитников, посчитавших, что на них свет клином сошёлся, мягко говоря вызывает вопросы. Ряд членов Совета в комментариях "Правде.Ру" уже высказали своё удивление по поводу уверенности их коллег, считающих что через предложенную процедуру выборов в Совет попадут "чисто этически неприемлемые" люди. "Люди, которые вышли из Совета, обладали огромным авторитетом, но большинство из них в силу именно этого обстоятельства представляли в Совете только себя", - считает Президент конфедерации труда России Борис Кравченко. "Мне кажется, что эти выходы обусловлены внутренними, ещё не оправданными страхами о том, что администрация (президента. Прим. авт.) будет давить, приказывать, контролировать деятельность и состав Совета. Всё это - традиционные страхи правозащитников по поводу того, что "нас придут и изнасилуют". На самом деле пока ничего подобного нет. Никаких людей, которые бы нам были неприятны, не выдвинуты и не назначены президентом", - главный редактор некоммерческого партнерства "Редакция журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей.

В любом случае, ряд представителей гражданского общества откровенно ставят себя выше и, собственно, Совета, и самого гражданского общества, которое, согласно утверждениям всё той же г-жи Алексеевой, "ещё не знает своих героев, мыслителей, работников", а потому не может выбирать своих представителей в Совет по правам человека. "Граждане думают, что если они люди, то они знают, что такое права человека. Но 90% наших граждан на вопрос "что такое права человека?" не смогут ответить квалифицированно", - заявила она в эфире РСН, подчеркнув, что она и её единомышленники в Совете не намерены интересоваться мнением гражданского общества по тому или иному поводу.

Но, вернёмся к Игорю Юргенсу. Как уже отмечала "Правда.Ру", претензии вышедших или собирающихся выйти из Совета его членов к новой формуле ротации носят скорее формальный характер. В частности, как заявил нашему изданию исполнительный директор НПО "Гринпис России" Сергей Цыпленков, "я слабо представляю своё присутствие в Совете, если в нём будут отсутствовать Алексеева, Пустынцев, Гефтер".

Не стал исключением и г-н Юргенс, которым двигали также причины личностного характера. "Юргенс на прошлой неделе не скрывал желания продвинуться ближе к власти и стать уполномоченным по защите прав предпринимателей. В связи с тем, что его кандидатура была поддержана только одной организацией, выбор остановился не на немВ заявлении Игоря Юргенса (о выходе из президентского Совета по правам человека) больше личной обиды, чем желания внести вклад в правозащитную деятельность", - цитирует "Интерфакс" источник в администрации президента.

Действительно, в интервью всё тому же "Интерфаксу" Юргенс заявил: "РСПП выдвинул меня кандидатом на должность уполномоченного по правам предпринимателей. Президент назначил уполномоченным Титова. Прекрасный выбор. Правами предпринимателей, чем я занимался в президентском Совете, сейчас логичнее заниматься Титову".

Кроме того, не совсем ясно и будущее ИНСОР, ранее находящегося под патронажем президента Дмитрия Медведева, но, похоже, не востребованного действующим главой государства. Что, учитывая не самые комплиментарные высказывания Юргенса и членов ИНСОР в отношении Путина (в одной из статей они сравнили приход Путина к власти с катастрофой), не удивительно.

Вообще, от членов президентского Совета по правам человека никто не требует любить или не любить кого-либо. Их приглашают в Совет работать, а не превращать его в тесный междусобойчик или ристалище для выяснения личных отношений. Если бы учредителями Советы выступала та же самая Людмила Алексеева, то она, безусловно, имела бы право подбирать состав тех, кого считает нужным. Но в данном случае Совет по правам человека при президенте не является частной лавочкой кого-либо из правозащитников, поэтому они либо соглашаются работать в нём в составе, формируемом в условиях максимальной гласности и утверждаемом главой государства, либо не считают возможным отказываться от удовлетворения своих личных амбиций и, таким образом, самоустраняются от какого-либо сотрудничества с властью и обществом. Третьего не дано.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить