Ленин, или Другая история другой России

На прошлой неделе страна отметила 85-ую годовщину со дня смерти В.И.Ленина. Сказать, что отметила по-разному – значит, ничего не сказать.

Есть в нашей стране отдельные группы, продолжающие борьбу с Советским Союзом не на жизнь, а на смерть. СССР давно нет, но для них он по-прежнему существует в многочисленных российских проявлениях. Замаскированный «совок» живет в лифте, в паспортном столе и в магазине. Потому что «разрушили культуру». За нее, кстати, упорно принимают «чего изволите-с» с глубоким поклоном.

«Совок» тем более опасен, что он все время возвращается. В аресте Ходорковского. Теленовостях, нацпроектах, югоосетинском конфликте и неподобающем тоне в разговорах с Западом. С «тоном» ситуация не лучше, чем с культурой.

Не было бы такого емкого понятия, как «совок», с чем боролись бы эти люди? Ведь как ни удивительно - просто с Россией.

В истории страны существует ряд дат, вызывающих особый гнев у этой аудитории. Ко Дню Победы появляются статьи о Гитлере, который мог бы освободить нас от Сталина. В дни рождения и годовщины смерти Ленина пишут о необходимости перезахоронения «кровавого палача и тирана».

Парадоксальный вывод из размаха этих кампаний: Ленин жив. И по-прежнему очень беспокоит «либералов», «демократов», «рыночников», «западников», «белогвардейцев». Беспокоит как символ, который нужно уничтожить. И хорошо бы были другие символы, возник бы диалог. Но хруст французской булки в «России, которую мы потеряли» связан с 80 процентами неграмотного крестьянства, о которых Бунин высказывался: «Хозяйство мужицкое как следует вести не умеют. Бабы всю жизнь пекут плохой хлеб… На Бога надеются и ленятся. Нет потребности улучшать свою жизнь. Кое-как живут в дикарской беспечности. Как чуть боженька не уродил хлеб – голод…»

И немудрено ведь оказаться не барином в кафе с круассаном, а услужливым до раболепия официантом: «Чего господа изволят-с»? Или в голодной деревне. Шансов куда больше.

Либеральная идея «возвращения в мировую цивилизацию» провалилась по вине самой мировой цивилизации. Нас там, оказывается, не ждали. Уничтожение символов идет само по себе. А символы связывают воедино историю страны.

Не бывает государства без истории. Непрерывная борьба с прошлым означает только одно: борьбу со своей страной. И потому Ивана, родства не помнящего, с Россией объединяет только имя. Да и то он будет от такой связи открещиваться: «тюрьма народов», «тоталитаризм», «стыдно быть русским».

Не даром в 90-е философ-эмигрант Александр Зиновьев с горечью сказал: «Целились в коммунизм, а попали в Россию». Тогда этого не понимали, но сейчас-то уже ясно: никакой другой России у нас просто не было.

Пена сойдет, а Ленин остается великим историческим деятелем. Которого западный писатель и ученый Артур Кларк ставил в один ряд с такими фигурами, как Колумб, Леонардо, Эйнштейн, Ньютон, Вашингтон.

Это история нашей страны. Ее нетрудно добить, но кто даст нам другую?

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *