От революционера до хулигана

Путь "от саксофона до ножа" Эдуард Лимонов проделал мгновенно. На минувшей неделе мэрия Москвы предложила оргкомитету "Стратегии-31" провести митинг 31 октября на Триумфальной площади. Лимонов, Алексеева и Косякин от согласования митинга отказались. Как выяснилось, это новая стратегия оппозиции: от требований к властям "соблюдайте закон" к отрицанию всякого закона. "Митинг? Только несогласованный!" - заявил Лимонов.

Напомним, что "Стратегия-31" была задумана лидером запрещенной НБП как регулярная акция в защиту 31-й статьи конституции РФ, декларирующей свободу собраний. Каждое 31-е число месяца активисты-лимоновцы и примкнувшие к ним представители либеральной оппозиции требовали предоставить им для проведения митинга Триумфальную площадь столицы.

Московские власти раз за разом предлагали для проведения мероприятия другие площадки - Болотную площадь, Пушкинскую площадь, набережную Тараса Шевченко. Оппозиция заявляла, что для нее важно проведение митинга именно на Триумфальной, что отказ властей согласовать митинг не законен. И раз за разом активисты выходили на Триумфальную, подвергались задержаниям и заявляли: "Власть наглядно демонстрирует свое наплевательское отношение к законам страны".

Теперь с требованиями оппозиции - соблюдением закона, следованием Конституции со стороны властей, возникли серьезные проблемы. Эдуард Лимонов на интернет-страничке "Грани.Ру" опубликовал программный текст под заголовком "Митинг? Только несогласованный!".

Вот его ключевые положения.

Цель современного митинга - нагнать тревогу и страх на власть. Согласованные (разрешенные властью) митинги оппозиции не позволяют достичь такой цели. "Единственная цель, достигаемая согласованным митингом, - пишет Лимонов, - сплочение сил, встреча соратников и единомышленников". Но и она "выглядит пирровой победой... Ибо невелика доблесть собраться там, где власти разрешили".

В то время, как "несогласованные (не разрешенные властями) митинги" позволяют "высказывается непокорность (протест)". Несогласованные митинги приводят к тому, что власть "нервничает, пугается". У самой оппозиции "налицо некий подъем чувств, ажиотаж, волна адреналина, эйфория достигается дополнительно от преодоления собственного страха опасности". Несогласованные митинги, столкновения с милицией, по мнению Лимонова, являются источником положительных эмоций, служат консолидации оппозиции: "Совместно пережитые неприятности от столкновения с силами милиции вызывают чувство подъема, порой даже ликование".

И, наконец, "несогласованные митинги оппозиции изнуряют власть, лишают ее уверенности в себе". "Таким образом, очевидны преимущества несогласованных митингов", - резюмирует Лимонов, призывая всех выйти 31 октября на Триумфальную площадь.

Главный застрельщик "Стратегии-31" прямо признал то, о чем ранее говорили политологи, но что с яростью отрицали "несистемные" оппозиционеры: для "несогласных" лозунги вторичны, а первичен сам процесс протеста. Им не нужны законные акции, им нужны стычки с милицией. Всегда в выборе законная акция или незаконная под тем или иным предлогом предпочтение будет отдано незаконной форме, наиболее резонансной с точки зрения СМИ.

Оппозиция подобные "инсинуации" с гневом отметала, заявляя, что лишь проводит мирные собрания или шествия граждан, что вся ответственность за их "запрет", за разгон манифестаций и митингов ложится исключительно на совесть властей. Теперь, после заявлений Лимонова, этот вопрос окончательно закрыт. Есть прямое заявление: радикальная оппозиция предпочитает незаконные акции, которые провоцируют власть.

Однако Эдуард Лимонов, сделав это предельно откровенное заявление, видимо сам не до конца понял, что он сказал и что наделал. Такое случается в пылу дискуссии, но сказанного назад не вернешь.

Во-первых, организатор "Стратегии-31" фактически похоронил "Стратегию-31". Ее главным, центральным обоснованием было: оппозиция по закону собирается на акцию, власть незаконно разгоняет ее. Главным требованием "Стратегии" было добиться от властей соблюдения гарантированного Основным законом права на свободу собраний. Иллюстрацией несоблюдения такого права и несоблюдением закона была регулярная невозможность для оппозиции согласовать митинг на Триумфальной площади.

Теперь все эти тезисы перечеркнуты. Прежде всего власть согласовала оппозиции акцию на Триумфальной, оппозиция запрашиваемое ей же согласование отвергла. Но все это меркнет по сравнению с признанием Лимонова: оппозиции вообще не нужны согласованные, законные акции протеста. Оппозиции изначально требуются именно незаконные акции, столкновения с милицией, рождающие "чувство подъема, порой даже ликование".

То есть вся "Стратегия", все призывы соблюдать Основной закон, все эти люди, которые полтора года по 31-м числам, то ли веря Лимонову, то ли сознательно разыгрывая спектакль, трясли на площади брошюрками Конституции - все это было мишурой, прикрытием. Требование соблюдать закон было фарсом. Потому, что сама "несистемная" оппозиция изначально не заинтересована в соблюдении закона.

И понимание этого нюанса всерьез ставит перед нами другой - важнейший - вопрос: а какова, собственно, цель регулярных акций "несистемной" оппозиции? С какой именно целью раз за разом выходят на Триумфальную площадь Лимонов, Алексеева, Немцов, Яшин, Пономарев сотоварищи?

Лимонов подробно описал, сколь "невелика доблесть собираться там, где власти разрешили". Сколь много возможностей "высказать непокорность (протест)" дает несогласованная (незаконная) акция. Что такая акция служат консолидации, столкновение с милицией "вызывает чувство подъема, порой даже ликование". И все это "изнуряет власть, лишает ее уверенности в себе".

Непонятно только - с какой целью?

Лимонов забыл написать пару строк о той цели, с которой собирается доводить власть до белого каления. Если это, конечно, не самоцель.

Но если ситуация обстоит именно так, - что отличает "несистемную" оппозицию от банальных уличных хулиганов? Такое же пренебрежение нормами закона, такой же кураж - и такая же общая бесцельность их выходок.

Ведь на самом же деле очевидна разница между хулиганом и революционером. Один получает эйфорию от драки с милицией, другой стремится к четко определенной, сформулированной и провозглашенной цели.

Но именно о цели-то наша "несистемная" оппозиция и позабыла.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить