Прямая и явная угроза - 25 августа 2006 г.

Теракт. Не случайный взрыв, не несчастный случай, а именно как террористический акт классифицируют прогремевший в понедельник утром взрыв на Черкизовском рынке российской столицы. Его последствия ужасны: погибли 11 человек и ещё около 50 получили ранения разной степени тяжести. Но, как это обычно бывает, о гибели людей быстро забыли, развернув дискуссию о причинно-следственных обстоятельствах этого преступления. Тем паче, что речь идёт не о "чеченском" следе, а совсем наоборот: главными виновниками признаны не "воины ислама", а русские националисты . И этот факт может очень серьёзно повлиять как на будущее национал-патриотического движения, так на политическую обстановку в России.

Не было никаких сомнений, что задержанные по горячим следам студенты-химики, на которых и пало подозрение в совершении теракта, окажутся членами одной из радикальных националистических группировок. Так оно и произошло. Как сообщили ряд СМИ, студенты принадлежат к Русскому общенациональному союзу (РОНС), возглавляемому известному борцу с гомосексуалистами Игорю Артёмову. Дальше - больше. Тут же в Интернете появились восторженные отзывы пользователей глобальной сети, причисляющих себя к русским националистам. Всего этого оказалось достаточно, чтобы вновь поднять вопрос о так называемом " русском фашизме ".

Между тем, потенциальные "герои" поспешили откреститься от сомнительной славы, прекрасно понимая, чем всё это может для них закончится. Да, безусловно, национальная нетерпимость со стороны наиболее радикальных сторонников чистоты славянской расы, иногда плескала через край, в результате новостные ленты пестрели сообщениями типа "скинхеды напали на студента из Африки".

Но при всём при этом, нападавшие оказывались националистами по убеждениям, а не по организационному признаку. Национал-патриотические движения, несмотря на героическую риторику, как и Остап Бендер свято блюли Уголовный кодекс , ограничиваясь, митингами, пикетами или православными стояниями, прекрасно понимая, чем может обернуться излишний радикализм. "Это грубо, глупо и невыгодно для всего нацсообщества и всех нацорганизаций", - прокомментировал адвокат Сергей Беликов причастность к этому взрыву активистов РОНС.

Автор книг и публикаций о скинхедах и националистах убеждён, что преступление носит заказной характер. И эти заказчики не держат в кабинетах портреты Адольфа Гитлера и не выкрикивают в экстазе "слава России!". "Думаю, что ребят просто наняли за деньги, - поделился с корреспондентом " Правды.Ру " своими предположениями Сергей Беликов. - Это целенаправленная, проплаченная акция. Уж очень топорно всё сработано: сразу были вычислены исполнители и их принадлежность к националистической организации и т.д. Но поверьте, что ни одна нормальная структура, которая просчитывает на несколько шагов вперёд, не стала бы так подставляться."

Если искать заказчиков по принципу "кому выгодно", то претендентов не так уж много. С одной стороны, это власть, которая может использовать националистическую составляющую в качестве повода для борьбы с терроризмом и дальнейшего закручивания гаек. С другой, прекрасный шанс для критики власти, допускающей подобные экцессы, получают либерально-демократические силы.

Так, например, проведение 4 ноября 2005 года в Москве так называемого " правого марша ", в котором приняло участие несколько десятков партий и движений националистического толка, дало возможность демократам обвинить российские и московские власти в поощрении фашистских настроений в обществе и выступить с ответным, антифашистким шествием.

Против власти выступили те, кому это положено по статусу - штатным пропагандистам оппозиции. Политолог Станислав Белковский , на совесть отрабатывающий свои гонорары, вспомнил все акции против нерусских в России. Конечно, не обошлось без истории о взрыве домов в Москве в 1999 году. Тогда, напомню, бывший "серый кардинал" Кремля убеждал всехв том, что взрывы были организованысотрудниками российских спецслужб. В качестве главных виновников теракта на Черкизовском рынке видит исключительно государственную власть и близкое к Станиславу Белковскому " Движение против нелегальной иммиграции " (ДПНИ).

Впрочем, пока подобные обвинения в адрес российской власти пока ещё единичны. Например, зампредседателя Политсовета СПС Леонид Гозман отрицает всякую возможность того, что "Кремль мог иметь какое-то отношение к этому преступлению". Лидер российских "евразийцев" Александр Дугин считает полным бредом подобные утверждения. "Надо совсем выжить из ума, чтобы самим создавать себе проблемы, чтобы потом оправдываться перед всем миром за то безобразие, что творится в России", - считает он, предполагая, что гораздо больше дивидендов из этого взрыва извлекают представители оппозиционно-олигархической фронды.

"В России существует искусственно подогреваемые определенными "атлантистскими" силами ксенофобские, неофашисткие и неонацистские движения, - заявил А.Дугин сайту " Электорат.Инфо". - После того, как опальным олигархам не удалось дестабилизировать политическую ситуацию, а их политическиеставленники, такие как Касьянов , Каспаров , Лимонов , фактически превратились в пыль, им осталось только одно – подорвать этнический баланс в России".

Адвокат Сергей Беликов высказался ещё более конкретно, отметив, что подобные акции по стилю более присущи НБП , нежели националистам или либералам. "Это их стиль - взорвать торговцев, спекулянтов. Среди нацболов встречаются люди самых разных убеждений - от ультралевых до ультраправых. Так что гибель торгашей, независимо от их национальности, особого отторжения в среде нацболов не вызвала бы", - считает Сергей Беликов.

Подтверждает предположения адвоката и тот факт, что среди книг, обнаруженных при обыске у подозреваемых, нашлась и НБ-литература. В частности, ставший популярным в маргинальной тусовке роман лидера нижегородского НБП Евгения Лавлинского, выступающего под псевдонимом Захар Прилепин.

По сути, роман "Санькя" - это литературное изложение истории НБП. Главного героя зовут также, как и одного из первых лиц НБП - Тишин. Лидер книжного "Союза созидающих" до боли напоминает фюрера НБП Эдуарда Лимонова. Да прочие сюжетные линии списаны с последних громких акций НБП, вроде захвата приёмной Администрации президента. У главного героя романа было трудное детство - мать работает за гроши в поликлинике, отец умер, так что разбойный погром в Москве, где члены "Союза созидающих" рушат лотки, бьют витрины, поджигают машины и кричат слова "революция", "любовь" и "война" - это то, что привлекает выросшего в нищете Сашу Тишина.

Вместе с тем, отмечая возможную причастность НБП к взрывам, Сергей Беликов обращает внимание на то, что сами нацболы вряд ли решились выполнить подобный заказ. "Это не та партия, которая бы стала что-то взрывать. Она откачивает протестный электорат, перерабатывает его, готовит материал для тюрем...", - пояснил С. Беликов. Скорее всего, идеологи НБП просто использовали в своих интересах настроения москвичей, недовольных количеством приезжих из стран СНГ .

Не секрет, что революционная риторика Эдуарда Лимонова привлекает молодых людей, идеализирующих народовольцев 19-го века и мечтающих одним ударом повернуть историю вспять. Правда, сам Лимонов с течением времени понял, что не обязательно самому идти на баррикады или совать голову в петлю, в то время когда можно найти наивных и послушных романтиков-исполнителей.

Националистические настроения приобретают всё большую популярность среди россиян, особенно среди отдельных представителей молодёжи. Так что поднести фитиль к этой бомбе замедленного действия, убедив за бутылкой водки ребят встать на защиту Руси от иноземцев, очень просто. А как могут использовать антифашисткую риторику в своих интересах штатные оппозиционные пропагандисты – уже известно.

Лев Правин

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *