Олег Дубов: почему ликвидация наличного обращения начата с села?

На минувшей неделе «Правда.Ру» опубликовала материал «Сбербанк готовит социальный взрыв?», в котором обратила внимание читателей на ситуацию в Оленинском районе Тверской области. По словам главы местной администрации Олега Дубова, жители района рискуют в сентябре остаться без зарплаты - местное отделение Сбербанка объявило о прекращении работы с юридическими лицами и предложило перевести зарплаты сельских бюджетников и работников МУПов на банковские карточки. Проблема, по словам Дубова, комплексная: Сбербанк в районе - монополист, в районе есть только один банкомат и нет ни одного торгового предприятия, обслуживающего население по пластиковым картам.

Кроме того, этот вопрос касается не только Оленинского района - как удалось выяснить Дубову, аналогичная ситуация сложилась как минимум в половине районов Тверской области, где Сбербанк также является монополистом и прекращает работу с юридическими лицами, переводя зарплаты на банковские карты.

«Правда.Ру» обратилась за официальным комментарием в центральный офис ОАО Сбербанк России, чтобы выяснить, чем банк руководствуется, проводя реформу в Тверской области, является ли этот случай локальным, или речь идет об общероссийской реформе, и настолько остро проблема встает в других регионах России?

Ответ Сбербанка поступил в нашу редакцию 22 июня. Прочесть его полностью можно под материалом «Сбербанк готовит социальный взрыв?». Тезисно, пресс-служба банка заявила следующее: «работа... преследует общий курс на внедрение новых технологий, популяризацию банковских услуг, а также повышение экономической грамотности населения. Это курс, который задает Правительство Российской Федерации»; перед реорганизацией была проведена подготовительная работа, в частности, получен положительный опыт по воплощению похожего проекта в Пеновском районе Тверской области.

Далее пресс-служба Сбербанка РФ уточнила, что в случае с Оленинским районом у местной администрации сохраняется возможность снятия наличности через местный филиал: «с использованием корпоративной карты по сниженному тарифу».

Получение наличных для населения в Оленино возможно в 2-х точках, - говорится в комментарии Сбербанка - непосредственно в отделении и в банкомате. В июле планируется установить второй банкомат. А при значительной нагрузке на банкоматы возможна установка дополнительных устройств.

Пресс-служба Сбербанка не согласилась с главой местной администрации, отметив, что возможность оплачивать покупки кредитной картой в Оленино появилась уже в 3-х точках в Торговом центре, и число таких точек будет расти. В завершении своего ответа банк привел следующие статистические данные: «Количество счетов юридических лиц в пгт. Оленино - 36 счетов; Население пгт. Оленино - 4847 чел. (по данным на 01.01.2010г.); Выдано зарплатных карт на 1.06.12 - 460 шт (10% от всего населения района); Общее количество активных карт на 01.06.2012. - 1760; Количество организаций, получающих зарплату на банковские карты на 20.06.12 - 14 организаций; Нагрузка на банкомат в Оленино - 8 тыс. операций в месяц».

В целом из комментария можно сделать вывод, что Сбербанк России не видит проблемы с внедрением новых схем работы с клиентами в Оленинском районе Тверской области. Зато по-прежнему видит ее глава администрации Олег Дубов, который, ознакомившись с ответом банка, отметил, что не может согласиться с рядом изложенных в нем тезисов.

«Прежде всего, обращает на себя внимание, что в ответе пресс-службы говорится только о поселке Оленино. Именно к поселку относятся все цифры, приведенные пресс-службой (население, количество расчетных счетов, держателей банковских карт и т.д.). Вынужден обратить внимание руководства Сбербанка, что поселок Оленино является центром Оленинского района, площадью 2,7 тыс. кв. км , с населением 13,2 (а не 4,8) тыс. человек. И значительное число юридических лиц, их работников находится именно в сельской местности. Одних только сельских школ (каждая из которых - юридическое лицо со своим расчетным счетом) в районе 18. На селе существует разветвленная сеть детских садов, клубов, библиотек, фельдшерско-акушерских пунктов, Молодотудский дом-интернат для престарелых. Действует 5 муниципальных сельскохозяйственных предприятий, 3 СПК, 1 сельскохозяйственное ООО, целый ряд крестьянско-фермерских хозяйств. Работникам всех этих организаций для снятия денег с банковской карты необходимо ехать в п.Оленино, нередко по 40-45 км в один конец, и терять на это целый день», - говорит Олег Дубов.

«Ситуация осложняется не только затратами на проезд (до 70 рублей в один конец, что при сложившемся в районе уровне доходов - ощутимые деньги), но и тем фактом, что движение по пригородным автобусным маршрутам осуществляется два раза в неделю, в рабочие дни (понедельник, пятница) - продолжает глава района. - При этом, установка дополнительного банкомата, о которой мне тоже известно, планируется в п.Оленино. В сельской местности установка банкоматов не намечается. Скорее всего, это просто нереально, вне зависимости от желания банка».

«В Пеновском районе, о котором упоминалось в комментарии пресс-службы, при сопоставимом населении районных центров, численность сельского населения и количество учреждений социальной сферы на селе примерно в два раза ниже, чем в Оленинском, - говорит Дубов. - Поэтому я допускаю, что переход на безналичное перечисление заработной платы там мог осуществиться с гораздо меньшими проблемами, чем у нас».

«Оплата товаров банковскими картами на сегодня в упомянутых торговых точках только планируется, - утверждает районный глава. - Вполне вероятно, что с помощью Сбербанка эта услуга торговой сети района начнет развиваться... Но, опять же, речь идет только о поселке Оленино, а не обо всем Оленинском районе. Сельское население, в основной своей массе, отоваривается в небольших сельских магазинах по месту жительства, с автолавок, а также на рынке, где какая-либо возможность торговли через банковские карты отсутствует».

«Таким образом, - продолжает Дубов, - сельские жители Оленинского района попадают в безвыходное положение и не будут иметь какой-либо возможности воспользоваться своими же, заработанными деньгами. Кроме того, сложившаяся ситуация приведет к сворачиванию торговой сети на селе (и сегодня работающей с крайне низкой рентабельностью), а также к сворачиванию наиболее популярной у населения, за счет более дешевых цен, торговли на рынке».

«По моему глубокому убеждению, - говорит Дубов, - речь должна идти именно о добровольном, а не принудительном переходе к выплате зарплаты на банковские карты. Сам факт, что открыто всего 460 зарплатных карт (что составляет не 10, а именно менее 5% от населения района, как я и говорил в беседе с журналистом «Правды.ру») говорит о том, что население района, в том числе в силу вышеизложенных причин, не готово к переходу на новые технологии. Остальные активные карты принадлежат, в основном, жителям района, выезжающим на сезонные заработки в другие регионы России, либо (очень небольшое количество) людям, время от времени выезжающим за границу».

«Безусловно, администрация района будет оказывать всестороннее содействие представителям Сбербанка по созданию наиболее комфортных условий для жителей района в пользовании банковскими услугами. В ходе разговора с управляющим Тверским отделением Сбербанка Ярославом Ивановичем Кутнием мы определились, что все вопросы, связанные с переходом на новую систему работы, будут детально прорабатываться администрацией района совместно со специалистами Сбербанка, которые в ближайшее время подготовят свои предложения. Такая совместная работа в любом случае нужна и полезна. Но, без отмены принятого решения о прекращении выдачи наличных денег на заработную плату, либо без переноса его реализации на достаточно длительный срок, любые меры администрации района и Сбербанка способны смягчить, но не устранить серьезный рост социальной напряженности в районе», - уверен глава администрации.

«У меня не вызывает сомнений, что политика Сбербанка по расширению услуг по начислению заработной платы на банковские карты, без выдачи наличных денег, имеет под собой серьезные основания. В то же время, трудно согласиться с тем, что ликвидацию наличного денежного оборота Сбербанк начал именно с сельских районов, - говорит Олег Дубов. - Такие районы как наш отличаются большой рассредоточенностью населения на значительной территории. Наши жители гораздо беднее и консервативнее, чем горожане. Наконец, у нас, в отличие от городов, отсутствуют какие-либо другие банковские учреждения, способны стать альтернативой Сбербанку для той части населения (очень большой), которая в силу объективных причин не может согласиться с заменой наличных денег банковскими картами. И считаю, что граждане имеют полное право получать свою собственную, честно заработанную зарплату в том виде, как это удобно, прежде всего, им, а не руководству банка».

«Любые реформы должны быть продуманы и взвешены. Многие, вполне благие, намерения (гораздо более масштабные, чем перемены в банковском обслуживании отдельно взятого района) приводили к крайне отрицательным результатам только из-за того, что их инициаторы не думали о последствиях для людей. Не хотелось бы, чтобы подобная ситуация возникла на этот раз в Оленинском районе, в других сельских районах Тверской области», - резюмировал Олег Дубов.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить