Сталинист против Pussy Riot: кто кого

Одна из участниц Pussy Riot - Надежда Толоконникова - написала из колонии отчаянное письмо. В котором сообщает, что ей угрожали убийством, заставляют работать по 16-17 часов в день, постоянно наказывают. В связи с чем она обратилась в Следственный комитет.

"Малява" Толоконниковой была опубликована в понедельник в принадлежащем альянсу миллиардеров Александра Мамута и Владимира Потанина издании "Лента.ру".

В пространном послании она сообщает, что заместитель начальника ИК-14 Юрий Куприянов угрожал ей убийством. Особенно почему-то подчеркнуто, что при знакомстве Куприянов заявил Толоконниковой, что по политическим взглядам он - сталинист. 

Произошло это 30 августа, когда Куприянов якобы заявил, что "тебе (то есть Толоконниковой - прим.) уже точно никогда не будет плохо, потому что на том свете плохо не бывает". Поводом для угроз стали просьбы обеспечить бригаде, в которой она работает, нормальные условия для отдыха и сна.

После этого, по словам Толоконниковой, ей начали угрожать и осужденные, приближенные к начальству. 

Кроме того, сообщает в письме участница Pussy Riot, рабочий день бригады швей, в которой она трудится, составляет 16-17 часов. Норма выработки постоянно растут. В колонии, где отбывает наказание Толокнникова, шьют форму для полицейских. И если раньше норма составляла 100 костюмов в день, то теперь - 150. И осужденных, по ее словам, просто поставили перед фактом увеличения норм выработки.

За невыполнение этих норм подвергают наказаниям. Например, не пускают в туалет или запрещают есть продукты, полученные в передачах. В самой колонии кормят исключительно некачественными продуктами, говорится в письме.

Толоконникова также сообщила, что находится в подобных условиях с мая 2013 года, когда ее адвокат Дмитрий Динзе начал подавать жалобы в прокуратуру на условия содержания в колонии. 

Конечно, факты, если они действительно имеют место быть - вопиющие. Хотя источник информации - памятуя об экстравагантном поведении Надежды Толоконниковой - не относится к числу тех, которым можно верить безоговорочно.

Она сообщает, что администрация колонии всячески препятствует передаче каких-либо посланий и жалоб. Само письмо, впрочем, не производит впечатление написанного тайно и в спешке. Изложено все связно, цитаты к месту. Можно, конечно, предположить, что Надежда Толоконникова три недели переписывала свое послание, дабы сделать его литературно безупречным. Но вряд ли, коль скоро она и другие заключенные находятся в таких условиях. Когда ей оттачивать стиль, если работает по 16-17 часов в сутки?

К слову, анонс письма появился в Твиттере группы "Война" (который, по некоторым данным, ведет муж Толоконниковой Петр Верзилов) за несколько часов до публикации. Никаких намеков о его содержании - накануне Твиттер "Войны" был наполнен рассказами в концерте "Рок-узник". "Бахнуть" решили в понедельник утром. Для большего, так сказать, резонанса...

Председатель Общественной наблюдательной комиссии Мордовии Геннадий Морозов заявил агентству "Интерфакс", что сотрудники колонии видели в понедельник Толоконникову за завтраком.

По его словам, он отправится в колонию лично ознакомиться с ситуацией - но только в среду.

Между тем, спустя несколько часов после публикации письма, пресс-служба мордовского управления ФСИН изложила официальную точку зрения.

"17 сентября при выходе с территории ИК-14 УФСИН России по Республике Мордовия к заместителю начальника ИК-14 Ю.В. Куприянову обратились супруг осужденной Надежды Толоконниковой Петр Верзилов и ее адвокатИрина Хрунова, - говорится в сообщении. - Во время беседы Верзилов и Хрунова предложили перевести Толоконникову в другой отряд и трудоустроить ее в художественную мастерскую. Иначе, в случае невыполнения этих условий,  в  Следственный комитет РФ,  Генпрокуратуру РФ, ФСИН и СМИ будут направлены заявления о том, что Куприянов угрожает Толоконниковой физической расправой и убийством. При этом подготовленные заранее заявления были продемонстрированы Ю.В. Куприянову".

"Заместитель начальника  ИК-14 по безопасности и оперативной работе Ю.В. Куприянов пояснил, что трудоустройством осужденных не занимается - решение о переводе принимает специально созданная комиссия. Ю.В. Куприянов отказался выполнить требования Верзилова и Хруновой, после чего обратился с заявлениями о склонении к совершению должностного правонарушения (созданию льготных условий для Толоконниковой) в Дубравную прокуратуру и начальнику УФСИН России по Республике Мордовия", - отмечается в сообщении.

Заявление о голодовке, по данным пресс-службы, от Толоконниковой поступило после завтрака в понедельник утром.

Собственно, здесь возникает еще один вопрос. Ладно, пусть письмо - спланированная кампания. На которую, можно предполагать, обратят внимание не только в России.

Но если в ИК-14 все так плохо, то почему мы узнаем об этом из обращений, непонятно кем написанных? Где все эти правозащитные организации, которые занимаются правами заключенных? По какой причине правозащитники не обращали внимания на происходящее? 

Основатель социальной сети Gulagu.net и руководитель проекта ОНК.РФ Владимир Осечкин заявил "Правде.Ру", что жалобы на длинный рабочий день и низкую заработную плату от бывших заключенных ИК-14 поступали. И руководству мордовской общественной комиссии (глава которой Геннадий Морозов был процитирован выше) направлялись обращения, чтобы они ознакомились с ситуацией на месте. Но ответы на эти запросы, по словам Осечкина, как будто писали прокуроры или сотрудники ФСИН, а не общественные наблюдатели. 

Вопросы, по его мнению, должны быть адресованы Общественной палате, которая вместо честных правозащитников набрала в наблюдательные комиссии бывших силовиков.

При этом на сайте проекта ОНК.РФ, по ситуации с письмом Толоконниковой размещен комментарий... Геннадия Морозова (на момент публикации статьи).

В свою очередь, председатель общественного совета при ФСИН РФ Мария Каннабих сообщила "Правде.Ру", что ранее бывала в ИК-14.

"Во многих колониях женщины работают больше положенных восьми часов. Думаю ни для кого это не секрет", - сказала она. 

"Иногда их заставляют, иногда они делают это в какой-то степени по своей воле, исходя из того, что они хотя бы побольше денег заработают. Такое тоже бывает", - отметила Мария Каннабих.

По ее словам, она собирается отправится в ИК-14 и побеседовать с Толоконниковой и другими осужденными. Хотя, отметила Мария Каннабих, она отдает себе отчет, что не все из них будут откровенны. 

"Я была в 14-ой колонии в декабре. Разговаривала с женщинами. Я давным-давно в этой колонии создавала первый реабилитационный центр, там работают психологи. Я разговаривала с женщинами, которые были в этом центре, разговаривала с женщинами, которые были в общежитии. На меня это не произвело такого угнетающего состояния", - сказала она. 

"Может быть что-то изменилось, может быть изменились сотрудники. Я постараюсь очень внимательно поговорить и с осужденными, и с сотрудниками. И, конечно, встретиться с Надеждой", - заявила Мария Каннабих.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить