Диагноз: политиммунодефицит

У нас "неприкасаемых" нет! Или почти нет. В России неприкосновенностью, как известно, обладают только судьи и депутаты Государственной Думы. К примеру, чтобы возбудить против подозреваемого в каких-либо преступлениях народного избранника уголовное дело, прокуратуре нужно изрядно попотеть. А именно — получить разрешение Госдумы. Как показывает практика, сделать это ой как нелегко. Впрочем, в любой практике бывают свои исключения…

Сегодня Госдума рассмотрит проект постановления палаты о даче согласия на снятие депутатского иммунитета и возбуждение уголовного дела в отношении депутата от фракции ЛДПР Ашота Егиазаряна. Такое решение было принято в четверг на Совете Думы. Напомним, что в среду глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин направил в Госдуму обращение с просьбой разрешить возбудить против депутата уголовное дело.

Парламентария, избранного в составе федерального списка ЛДПР, подозревают ни много ни мало в преступлении, предусмотренном частью четвертой статьи 159 Уголовного кодекса РФ (мошенничество в особо крупном размере).

О Егиазаряне заговорили в связи со скандалом, разразившимся вокруг реконструкции гостиницы "Москва". В конце сентября газета "Коммерсант", в частности, сообщила, что бывший заместитель главы Российского фонда федерального имущества (РФФИ) Михаил Ананьев просит генпрокуратуру расследовать хищение 18 миллионов долларов, вложенных им в проекты структур, которые связывают с именем депутата, по строительству торгового комплекса "Европарк" и реконструкции гостиницы "Москва".

Со схожим заявлением в генпрокуратуру в отношении Егиазаряна обратился акционер "Европарка" Виталий Смагин, обвинивший законодателя в хищении 20 процентов акций владеющего "Европарком" ЗАО "Центурион альянс" стоимостью 30 миллионов долларов.

Пользующийся депутатской неприкосновенностью Егиазарян назвал прозвучавшие обвинения в свой адрес абсурдными. При этом в ряде СМИ "на правах рекламы" было опубликовано его заявление, в котором сообщалось о якобы развязанной против него "масштабной информационной кампании".

Что интересно, подозреваемый в мошенничестве парламентарий сейчас находится за границей (он уехал из страны еще в начале лета), и возвращаться на родину, судя по всему, не собирается. Причем в руководстве ЛДПР, как ни странно, долгое время вообще не располагали информацией где, собственно говоря, находится депутат Егиазарян.

Фото: AP

Тем временем, комиссия Госдумы по мандатным вопросам предложила нижней палате парламента дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении депутата. О чем свидетельствует проект решения комиссии, размещенный в четверг в электронной базе данных Госдумы. Чему, естественно, крайне недовольны в ЛДПР.

По словам руководителя фракции ЛДПР в Госдуме Игоря Лебедева, Егиазарян не может оставить сложившуюся ситуацию без реакции. "Нормальный, умный, здравомыслящий человек должен если не появиться на заседании, то по крайне мере должен написать какое-то заявление, обращение, разъяснение ситуации, дать какие-то комментарии, а не отмолчаться", — сказал Лебедев РИА Новости. Однако надеяться на "здравомыслие" парламентария в данном случае, видимо, не приходится.

При этом, что не менее любопытно, окончательного решения по Егиазаряну у народных избранников пока нет. Фракция "Единая Россия", имеющая парламентское большинство в Госдуме, до сих пор не определилась, как будет голосовать по проекту постановления о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении парламентария. О чем в четверг заявил журналистам спикер Госдумы Борис Грызлов.

Между тем, если Госдума в пятницу все же даст добро на возбуждение уголовного дела в отношении депутата, это можно будет считать знаковым событием. Ведь за последние годы большинство попыток снятия с депутатов Госдумы неприкосновенности заканчивались ничем. Впрочем, нужно признать, и поводы для представлений о снятии депутатского иммунитета частенько носили комичный характер.

Также читайте: Кто подсиживает министра обороны?

Так, например, в мае 2005 года генпрокуратура направила представление в Госдуму с предложением дать согласие на лишение депутатской неприкосновенности парламентариев-драчунов. Всего в списке было пять претендентов на лишение депутатского иммунитета. Среди них — депутаты от ЛДПР и "Родины": Владимир Жириновский, Алексей Островский, Игорь Лебедев, Сергей Абельцев и Андрей Савельев.

Депутатская потасовка произошла во время обсуждения итогов выборов, в ходе которого Савельев вступил в перепалку с Жириновским, а затем и ударил его — после того, как лидер ЛДПР попытался в него плюнуть. Тогда Госдума отказала генпрокуратуре в просьбе лишить политиков-драчунов депутатского иммунитета.

В прошлом году партия "Правое дело" также безуспешно пыталось возбудить уголовное дело в отношении Владимира Жириновского по хулиганской статье и внести соответствующее представление в Госдуму. По утверждению пресс-службы партии, во время съемок соловьевской передачи "К барьеру!", показанной на телеканале НТВ 18 декабря 2008 года, Жириновский оскорбил члена федерального политсовета "Правого дела" Бориса Надеждина, и даже "угрожал ему". Жириновский и тогда не был лишен депутатской неприкосновенности.

Самым же ярким событием в этом отношении может похвастаться лишь глава компании "МММ" Сергей Мавроди, в отношении которого было возбуждено уголовное дело в связи с финансовыми махинациями. Напомним, создателя финансовой пирамиды со скандалом лишили депутатского иммунитета в октябре 1995 года.

Самое интересное в рубрике "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *