Калининград или "Королевская гора"?

Губернатору Калининградской области Николаю Цуканову прямо во время заседания комитета парламентского сотрудничества Россия-ЕС посоветовали сменить «вывеску».

Депутат от немецкой партии «зеленых» Вернер Шульц поинтересовался: доколе город будет носить имя Калинина, ассоциирующееся с преступлениями Сталина? В ответ Цуканов замялся - дескать, лично он такие проблемы не решает, но если народный референдум выскажется за переименование, значит так тому и быть.

Конечно, ассоциации со сталинскими преступлениями у всех (тем более у немцев) разные. При желании сюда можно «подверстать» и «всесоюзного старосту», жена которого тоже сидела в лагерях с 1938 по 1945 годы и была помилована по неоднократным просьбам Калинина всего за год до смерти мужа. А к самому Михаилу Ивановичу частенько обращались простые советские люди с самыми разнообразными просьбами, в том числе и за защитой от произвола НКВД. Вот лишь один случай, рассказанный Людмилой Белкиной о своем дяде игумене Стефане: «Когда Закон Божий преподавать запретили, игумен Стефан ушел в Саров к отцу Дорофею. В войну он служил на корабле капитаном, молился тайно, у него была иконочка. Но там его предали и много он претерпел в тюрьме. Однако написал письмо Калинину, и его освободили...»

Впрочем, сейчас речь не про то, кем на самом деле являлся «всесоюзный староста», а о том, зачем вообще «регерманизировать» название самого западного региона России? Этот вопрос периодически всплывает то в немецких СМИ, то в Европарламенте, то в устах отдельных российских чиновников. К примеру, экс-глава администрации Калининграда Феликс Лапин никогда не скрывал своих симпатий в пользу Кенигсберга.

А прежний губернатор российского анклава Георгий Боос копнул историю еще глубже, предложив объединить второй по величине город региона Советск и прилегающие к нему Славский и Неманский районы в новое административное образование - Тильзитское.

Здесь остановимся чуть поподробнее. Тильзит получил известность в 1807 году - после заключения там мирного договора между французским и русским императорами. Как неоднократно хвастался потом Бонапарт, «я заставил Александра пойти на союз со мной - после поражения под Фридляндом русский царь стал сговорчив».

Международный престиж России тогда оказался изрядно «подмоченным» (встреча Александра 1 и Наполеона произошла на плоту), а в наши дни Боос решил о позоре напомнить. Тоже «по-честному» - через референдум.

Однако жители Советска негативно отнеслись к его инициативе - правда, по сугубо экономическим соображениям. Горожане попросту испугались, что и без того небольшой местный бюджет не выдержит дополнительной нагрузки на содержание инфраструктуры предлагаемого муниципального образования - Тильзит. Словом, позиция такая: хоть горшком назови, только в печку не ставь.

С «наполеоновскими» предложениями некоторых представителей власти и откровенным безразличием населения можно далеко зайти. И обратно уже не вернуться. Будем последовательны: пусть Багратионовск опять станет Фридляндом, Калининград - Кенигсбергом, а область - Восточной Пруссией. В Германии это оценят, может быть даже денег подкинут для замены уличных указателей на «радость» нашим ветеранам.

Между прочим, на карте России благополучно существуют и Ульяновск (Симбирск), и Киров (Вятка), и Краснодар (Екатеринодар), а уж многочисленные поселки, разные там Дзержински, и сосчитать сложно. Ничего - население не бунтует, топонимических референдумов не требует. Более того, когда в том же Краснодаре заговорили про «восстановление исторической справедливости» большинство жителей выступило категорически против.

И только, не имеющий прямых границ с Россией Калининград никак не может оставаться Калининградом, так как ... ассоциируется с «преступлениями Сталина». Ужасно, конечно. Но у кого-то, например, Стамбул ассоциируется с преступлениями османского султана Мехмеда. Что ж теперь, это повод? Да и среди турок не найдется ни одного «турецкоподанного», ратующего за Константинополь, а представить себе стамбульского мэра, затевающего референдум по переименованию, не сложно, а очень сложно.

Кроме того, как бы мы не относились к Сталину и его соратнику Калинину, надо признать - если бы не они, нас просто не было бы на данной территории. Ведь именно Сталин добился решения Потсдамской конференции о передаче трети Восточной Пруссии Советскому Союзу.

Дискуссии о превращении Калининграда в «Королевскую гору» (от нем. Königsberg) ведутся давно. Часть жителей «ведется» на привлечение немецких инвесторов и туристов. Другие опасаются, что это станет первым шагом к отказу России от суверенитета над своим западным анклавом. В середине 1990-х годов тогдашний спикер Совета Федерации Владимир Шумейко, посетив Калининград, попытался примирить всех: «Давайте считать, что город назван не в честь «всесоюзного старосты», а из-за того, что в нем растет много калины». Смешно...

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить