Оппозиционная гора и ее совестливые мыши

Партия народной свободы (или ПАРНАС) опять не попадает в реестр Министерства юстиции РФ, как ни целится. Мосгорсуд, рассмотрев кассационную жалобу ее руководства (сейчас там осталось три сопредседателя Владимир Рыжков, Борис Немцов и Михаил Касьнов, четвертый - Владимир Милов дистанцировался от этого политического объединения), признал отказ в регистрации партии законным.

А ведь счастье было так возможно - в начале марта президент РФ Дмитрий Медведев дал специальное поручение Минюсту разобраться и доложить, почему ПАРНАС все ни как не может обрести легальный статус. Глава ведомства, министр Александр Коновалов, спустя пару недель ответил, мол, мы готовы принять несистемную оппозицию в систему, вот только демократия демократией, а все нарушения, легшие в основу отказного материала, тем не менее, устранить придется.

"Мы убеждены, что наша позиция была абсолютно правовой. Невозможно смотреть сквозь пальцы на недостатки, которые были выявлены при первом обращении о регистрации", - заявил Коновалов.

Претензии Минюста все те же - противоречия устава положениям российского законодательства, плюс наличие в партийных списках, так называемых "мертвых душ" - некоторых буквально.

И, если устав ПАРНАСа переписать не сложно, то рассчитывать на воскресение из мертвых к заседанию Мосгорсуда не приходилось, тут надо ждать гораздо более высокой судебной инстанции.

Корреспонденты "Правды.Ру" встречались с родственниками умерших граждан, которые числятся в Партии народной свободы. Так, мама одного из них, погибшего в 2009 году Андрея Родионова, не смогла сдержать эмоции: "Им что, живых людей мало? Зачем беспокоить души мертвых и причинять страдания их родным?"

Другой включенный в список ПАРНАСа человек - Лариса Кириченко, скончавшаяся в 2010 году - тоже никогда не интересовалась политикой. Ее свекровь, Зинаида Федоровна Скачкова, в этом абсолютно уверена: "Да вы что, какая партия? Лариса в последние два года жизни не то, что в партию вступать, она из дома не выходила - у нее в сердце шунт стоял после операции. Они бы лучше, чем куда-то ее записывать, помогли бы человеку, когда она была жива. Страдала она очень. Вот сволочи-то, ни стыда, ни совести у людей".

Следующий контингент ПАРНАСа еще может вернуться в "большую политику", ибо находится не по ту сторону земли, а всего-то в "местах не столь отдаленных", вроде исправительной колонии №8 в Улан-Удэ. Впрочем, подождать тоже придется - грабитель Шалданов осужден на 14 лет и не скрывает своего желания: "Хотел бы я поговорить с этим Немцовым. Пусть он расскажет, как я туда попал. Как я здесь на 14 лет оказался - знаю, а вот про партию - не в курсах".

Не прочь "перетереть" тему и другой заключенный 30-летний Пузанов из ИК № 12, что в Вологодской области. "Присев" на 4 года за наркотики, он и не предполагал, что здесь начнется его новая, политическая карьера: "Я понятия не имею, что за ПАРНАС, - недоумевает наркоторговец, - И как я туда попал тоже".

Недавно показанный фильм по НТВ "Анатомия протеста", где говорилось, в том числе и о проплаченных акциях оппозиции, вызвал острую идиосинкразию у того же Бориса Немцова: "Позор! Мы выходим не за деньги, а по совести".

Коли так, то его партия народной свободы, должна быть настолько народной, что никаких проблем с регистрацией у нее не должно возникать априори. По крайней мере, все претензии Минюста "о мертвых душах" легко отбиваются "живыми", то есть действительными товарищами по партии. Достаточно бросить клич по стране (по документам ПАРНАС насчитывает более 46 тысяч человек в 53 региональных отделениях России) и соберется целая рать. Или не соберется?

"Партия народной свободы в Саратове - это мираж, и даже, наверное, хуже, так как от миража нет никакого вреда. Эта партия ознаменовала свое появление здесь громким скандалом, за деньги вербуя саратовцев в свои ряды", - известный тамошний оппозиционер Владимир Спирягин хорошо знает о чем, говорит.

Другой человек, знающий ситуацию не по наслышке - активист движения "Нация свободы" (экс-НБП) nb_fuckinchi утверждает, что никакого отделения ПАРНАСа в Карелии нет и никогда не было. Был лишь координатор по Северо-Западу Павел Бородатов, получивший на проведение конференции в Карелии чуть больше 100 тысяч рублей. Ещё некоторую сумму на организацию регионального отделения он под честное слово одолжил у местных бизнесменов, после чего "внезапно исчез".

И даже экс-сопредседатель ПАРНАСа Владимир Милов в свое время сокрушался, более чем "неудовлетворительной ситуацией" в Нижегородской области, а также в республике Адыгея и Башкирии.

Получается, "наскрести" партийную "гору" по стране довольно проблематично, но ведь есть же Москва, где протестные митинги собирали тысячные толпы, в том числе под флагами ПАРНАСа. Тем более, Немцов говорит, что все они "бесплатно и по совести".

Более того, по словам министра юстиции Александра Коновалова, в последнее время шли активные консультации для создания режима МАКСИМАЛЬНОГО благоприятствования для "прописки" ПАРНАСа. Однако, увы... "Пока эти консультации к результатам не привели", - констатировал глава Минюста.

Так почему же многострадальная "гора" все никак не оформится в соответствии с законом, когда даже "кровавый режим" готов уже пойти навстречу? Все как всегда не просто, а очень просто - оказавшись в легальном поле радикальным лидерам оппозиции придется не только словом, но и делом подтверждать свою "любовь к родине", заниматься реальным партстроительством, формировать вменяемую программу и т. д, и т. п. В отличие от "зажигательных" митингов - долго, муторно и хлопотно. Но главное пропадет еще один повод для протеста, а их и так немного осталось - беречь надо.  

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить