"Нефтянка" расчленяет Россию

В российских регионах кончается бензин. За Алтаем, где топливный кризис случился в конце апреля, в начале мая последовала Тува. Топлива в республике нет. Совсем. Тревожные новости приходят из других областей. Еще месяц-два таких событий, и политическая карта России может решительно измениться: людям с отдаленных территорий и без того непросто добраться до центра, отсутствие же топлива окончательно отрезает их от остальной страны. Регионы можно будет попросту вычеркивать.

В Туве на автозаправках бензина нет. В Амурской области на продажу бензина введены ограничения, в Новосибирске из-за плачевной ситуации с топливом владельцы массово распродают свои заправочные станции. Не менее тревожная ситуация в Приамурье и Забайкалье. Сообщения о перебоях с бензином с конца апреля регулярно поступают из разных регионов нашей нефтедобывающей страны.

Правительство Тувы на официальном сайте опубликовало информацию, согласно которой на всей территории топливо отпускается только по карточкам и только специальным службам и муниципальному транспорту.

"Напряженная ситуация с бензином в Туве, как и во многих регионах России, сохраняется. Как сообщил первый замминистра промышленности и энергетики Тувы Роман Кажин-оол сегодня, 18 мая, на всей территории республики бензин реализуется по талонам. В свободной продаже бензина нет, исключение - Каа-Хемский район", - говорится в правительственном сообщении.

Сообщения напоминают сводки с мест боевых действий. Правительство рапортует о мерах по локализации бензинового кризиса, которые сводятся пока только к обеспечению топливом экстренных служб и пассажирского транспорта.

"К концу сегодняшнего дня, около 19:00 - 20:00 часов в республику поступят 100 тонн бензина марки АИ-92, - говорится на сайте. - Он закуплен в Хакасии через "Хакаснефтепродукт" (структура "Роснефти"). Бензин будет реализовываться через АЗС "Тыва" по талонам. Талоны получают предприятия и организации жизнеобеспечения и муниципальный автотранспорт... Кроме того, по 30 литров бензина каждый день будут получать 250 маршрутных такси на АЗС "Двина" - по спискам, предоставленным мэрией Кызыла".

Такая ситуация в республике сложилась в связи с неожиданным крушением мелкооптового сектора топливной торговли. "Перебои в обеспечении Тувы топливом образовались в силу отсутствия у них (региональных поставщиков ГСМ ) прямого выхода на крупных продавцов нефтепродуктов, отгружающих товар партиями не менее 500 тонн", - сообщила пресс-служба правительства региона.

Фото: AP

Напряженной ситуация оставалась с конца апреля, цены на бензин на местных автозаправках достигали 50 рублей за литр, из-за дороговизны топлива бастовали перевозчики. Тувинские власти напрямую обратились в крупные сбытовые компании с просьбой начать отпуск топлива региональным поставщикам под их гарантии, и даже сообщалось, что поставщики пошли им навстречу.

СМИ писали, что уже 9 мая в республику прибыли первые 220 тонн Аи-92 от кемеровского подразделения "Газпромнефти". Этого объема, по расчетам чиновников, должно было хватить, чтобы перебоев в поставках топлива в Туве не возникало до конца мая. Дополнительно к ним в республику должны были поступить 500 тонн от "Хакаснефтепродукта" и 300 тонн от "Роснефти". Организованный завоз бензина, как заявлял первый вице-премьер тувинского правительства Сергей Тен, продолжится до тех пор, пока ситуация окончательно не стабилизируется.

Ситуация, однако, подошла к полному коллапсу.

Менее драматичные, но не менее тревожные сообщения поступают из других регионов РФ. В Новосибирске идут масштабные распродажи автозаправочных станций, связанные с топливным кризисом и резким ростом оптовых цен на бензин. По словам президента ассоциации независимых нефтетрейдеров "Сибирь-ГСМ" Юлии Золотовской, которую цитируют "РИА Новости", оптовый рынок бензина в Новосибирской области полностью монополизирован, причем с января полностью прекратил поставки в область сургутский нефтезавод, существенно ограничила поставки "Роснефть" (Ачинский НПЗ), и единственная компания, которая сейчас работает на рынке, - это "Газпром нефть" (Омский НПЗ).

В Амурской области прекратила свободную продажу бензина одна из крупных независимых сетей в связи с невозможностью приобретения всех видов топлива. Информагентство приводит слова ее директора, согласно которым основной оптовый поставщик в регионе ООО "РН-Востокнефтепродукт" (ОАО "НК "Роснефть") отказывает в поставках топлива на неопределенное время.

Полностью прекратились регулярные поставки автомобильного топлива в Забайкальский край. Об этом 16 мая сообщил "РИА Новости" вице-премьер правительства региона Евгений Вишняков.

Таким образом, сегодня в одной из крупнейших нефтедобывающих стран мира, каковой является Россия, достаточно регионов, в которых, подобно Туве, со дня на день может наступить окончательный топливный коллапс. Везде ситуация развивается примерно одинаково - крупные поставщики бензина прекращают его отгрузку розничным сетям.

Причины кризиса до банальности просты. "Правда.Ру" еще в апреле подробно разбирала эту ситуацию: на мировом рынке произошел рост цен на нефть. Цены же на внутреннем рынке России оказались "заморожены" по договоренности "нефтянки" с правительством. Кроме того, правительство России с 1 мая решило повысить экспортные пошлины на бензин - до 90% от ставки пошлины на нефть.

Однако меры, призванные защитить внутренний рынок, привели к обратному: нефтяные компании придерживают бензин, не отпуская его потребителям, так как не желают торговать по ценам ниже мировых.

Абсурд ситуации в том, что цены на ГСМ у нас практически не подвержены колебаниям в зависимости от ситуации на мировых рынках. Они стабильно растут. Цены на нефть, достигшие сверхрекордных отметок в 160 долларов за баррель в 2007 году, столь же рекордно падали в 2008-м до 40 долларов за баррель.

Динамика цен на бензин Аи-95 в то же время характеризовалась следующими цифрами (данные Росстата): 2005 год - 18,02, 2006 год - 20,15, 2007 год - 21,90. В 2008 году на московских автозаправочных станциях цена 95-го бензина достигала 22,33. На фоне падения цен на нефть это вызвало откровенное недоумение.

Тогда продолжающийся рост цен объяснили следующим образом: "Отечественные нефтеперерабатывающие компании вынуждены компенсировать убытки от экспорта на внутреннем рынке".

Сейчас ситуация прямо противоположна - мировые цены на топливо решительно пошли вверх и превысили "замороженные" внутрироссийские цены. И вновь компании несут убытки, но уже продавая ГСМ внутри России.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить