Ультиматум Касьянова: много шума и... ничего

Лидер Российского Народно-демократического союза Михаил Касьянов, общаясь по телемосту с активом своей организации в Омске, заявил: "Власть практически исполняет наши экономические требования", а потому "настало время политических требований".

В первую очередь экс-премьер планирует вернуть партийное и избирательное законодательство к состоянию на 1 сентября 2004 года. При этом Касьянов утверждает, что для большей демократичности необходимо "отменить требования по минимальной численности членов партий - для создания партии должно быть достаточно десяти человек", а "процедуру регистрации партии нужно сделать не разрешительной, а уведомительной".

Директор группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин считает эти требования малореалистичными, хотя и ничего сверхъестественного в них не видит. По его словам, в странах Запада существуют десятки партий, состоящих "из трёх инвалидов":

- Просто они настолько маломощные, что на фоне крупных политических организаций не замечаются и в серьёзную политику не вмешиваются, - пояснил он "Правде.Ру".

- Партии существуют для участия в выборах, - возражает старший эксперт Института региональной политики Алексей Титков, - и когда количество партий было за сотню, причем они то появлялись, то исчезали, - это перебор".

Действительно, в 1995 году право на участие в выборах имело 258 политических и общественных организаций. А собрать необходимые для этого 200 тыс. подписей в свою поддержку смогли только 43. Но у касьяновского РНДС, полагает президент Центра социальных и политических исследований "Аспект" Георгий Федоров, стоит другая задача.

Во-первых, одним из элементов торпедирования российской государственности будет участие той или иной оппозиционной партии в выборах с последующим непризнанием результатов голосования. И это будет соответствующим образом отыграно на международном уровне. Во-вторых, считает Г. Фёдоров, сейчас очень много маргинальных групп, и попытка их массовой легализации может привести к дестабилизации политической ситуации, будет способствовать размыванию крупных игроков. Следует учитывать и то, что у местных элит, которые строились в ельцинский период, были свои карманные партии. "У каждой криминальной группы было свое общественное движение, которое могло участвовать в выборах. Соответственно, для всех них это сигнал, что будем отстаивать общие интересы", - поясняет Г. Фёдоров.

Также по теме: "Михаила Касьянова поразила амнезия"

РНДС по-прежнему не даёт покоя российское гостелевидение. Касьяновцы уверены, что там сидят "политически ангажированные руководители" и "прикомандированные к телеканалам работники ФСБ, которые занимаются цензурой". Такое положение вещей лидера РНДС не устраивает, он таких "кураторов" предлагает уволить. А их место, мол, займут некие "общественные советы, которые будут формировать редакционную политику".

- Вопрос в том, кто будет увольнять, кто будет создавать эти общественные советы, как здесь обеспечить неангажированность? То есть данное предложение можно принять как замену одной политической цензуры на другую, - говорит Алексей Титков.

Впрочем, как утверждает президент института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов, никаких цензоров из ФСБ он лично на телевидении не видел и того, чтобы "кто-то нес отснятый материал цензору, под которым полковник ставит свою подпись", совершенно себе не представляет.

Прочие требования касьяновского движения также не отличаются ни оригинальностью, ни, в отдельных случаях, адекватностью. Это и замена всех федеральных судей на "судей из числа рекомендованных адвокатским сообществом и правозащитными организациями", и отмена закона об экстремизме, и предложение "отправить правительство в отставку и объявить досрочные парламентские выборы не позднее декабря 2009 года", поскольку "нам надо спасать страну". В противном случае, "последствия могут быть самыми тяжелыми", - подчеркнул Касьянов. Впрочем, каких именно последствий следует ожидать, Михаил Михайлович предпочёл не распространяться.

Также по теме: "Каспаров в "пиаровском" угаре дошёл до Страсбурга"

Политологи расценивают заявления Касьянова как проявление популизма, попыткой набрать очки и заявить о себе перед западными спонсорами. "С точки зрения тактической... надо требовать невозможного, критиковать власть. Соответственно, кто громче кричит, того лучше слышно", - считает Дмитрий Орешкин.

С некоторых пор отдельные представители оппозиции достаточно активно используют ультиматум как форму общения с властью: вроде как и ответственности никакой, но в то же время и шума много. Как писал классик, то-то им "и духу придает", что совсем без драки, есть шанс попасть в большие забияки.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить