Институт пользователей и пользуемых

"Несистемная" оппозиция не самостоятельна. Такой вывод можно сделать по итогам последних дней. Ее используют, а она быть использованной рада. Но и сама, как это и заведено, стремится использовать тех, кто пониже. Такая вертикаль. Не успел затихнуть скандал с Немцовым, как разгорелся новый, на этот раз с блоггером Навальным. Одновременно Эдуард Лимонов вспомнил об Олеге Кашине.

Все последние дни, начиная с избиения журналиста, "несистемная" оппозиция активно использовала этот повод для своих заявлений. Лейтмотив им задал один из лидеров "Солидарности" Борис Немцов, сразу найдя "ответственных". Которыми оказались, на удивление, не власти, не режим и даже не Путин, а первый замглавы администрации президента РФ Владислав Сурков.

Буквально накануне оппозиционер повторил этот тезис, выступая в Вашингтоне, на конференции "Восстановление американского лидерства в демократическом мире".

Возможно, заявления Немцова остались бы без внимания, если бы не избыточность оппозиции. О своих претензиях она кричала так долго и так громко, что люди усомнились. И связали воедино странную идеологическую переориентацию Немцова от борьбы с "кровавым режимом" к борьбе с конкретным чиновником, и то, как именно велась эта борьба. Определили и потенциального "заказчика" кампании.

В СМИ заговорили о споре "команды Суркова" и "команды Тимаковой", в которой Немцов служит не более, чем спикером.

Следом настала очередь Алексея Навального - оппозиционера, помощника Никиты Белых (ныне губернатора Кировской области), блоггера и известного "правдоруба". На протяжении вот уже нескольких лет он занимается тем, что воюет с госкорпорациями и естественныит монополиями, в первую очередь имеющими внешнеполитическое поле деятельности. Покупает небольшой пакет их акций, а затем требует предоставить ему, как акционеру, всю финансовую документацию - не скрывают ли от него доходов, недоплачивая дивидендов?

В начале недели у Навального наступил звездный час - он опубликовал у себя в блоге подборку документов, "неопровержимо свидетельствующую", что одна нефтяная компания украла из бюджета "не менее 4 млрд. долларов". "Это очень важный для меня пост, - написал Навальный. - Над этим делом я с коллегами работаю уже много месяцев".

Триумф разоблачителя был недолог. Выяснилось, что его использовали. И рассказала об этом не кто-нибудь, а известный оппозиционный политтехнолог Марина Литвинович. "Для тех, кто хочет понимать ситуацию.., поднятую сегодня Навальным, - написала она. - Расскажу очень точечно, кому надо - все найдете сами".

"Заказ на мочилово... ходит давно. Материалы... - старые, бродят по разным людям давно, найти их - не составляет никакого труда и пиарщики... пытаются их слить хоть куда-нибудь", - рассказала Литвинович.

"Лёша, - обратилась она к Навальному. - Я тебя нежно люблю, но тут два варианта: или тебе заплатили или тебя используют в темную. Я надеюсь, что верен второй вариант. Но он тоже плохой".

Наконец, в сети с очередной колонкой выступил третий оппозиционер, - самый непримиримый - Эдуард Лимонов. Ему, за очевидной бесперспективностью, никто ничего не "сливает". И он решил, несколько запоздало, воспользоваться темой Олега Кашина. Сразу после избиения которого, отметим, Лимонов заявил журналистам, что ему нечего сказать о Кашине.

Олег, незадолго до печального происшествия, посетил акцию Лимонова в рамках "Стратегии-31" и раскритиковал мероприятие в пух и перья. В своей статье "Площадь ритуальных услуг" он рассказывал, как на Триумфальной проходило сразу два митинга - "санкционированный" Алексеевой, и "несанкционированны" Лимонова. Причем Лимонова милиция, в итоге, буквально на руках принесла на митинг Алексеевой. "В пересказе это должно звучать как что-то курьезное, как анекдот...", - писал Олег Кашин.

Непримиримого оппозиционера это не смутило. В своем тексте он рассказывает, насколько давно знаком с Кашиным, как Кашин именно на деятельности сейчас уже запрещенной НБП сделал журналистскую карьеру, как просил Лимонова сфотографироваться с ним - и так далее.

Но главное не в этом: Лимонов не сомневается, что Кашин прочел его работы, в том числе статью "Митинг? Только несогласованный". И Кашин - избитый Кашин, который находится в коме, - все понял!

Лимонов пишет: "Кашин, что явственно видно в его статье, правильно понял мою статью и ее основные посылки... Кашин правильно увидел, ЧТО было на Триумфальной 31 октября: "Разрешенный митинг на Триумфальной оказался неотличим от других разрешенных митингов..." Людмила Алексеева, соглашавшаяся стоять у разрешенного микрофона, этого, кажется, не поняла. Лимонов понимал всегда".

Вот такая она, российская "несистемная" оппозиция. То ей воспользуются, то она сама чем-нибудь воспользуется. Тем и живет. 

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить