Каспарова «бортанули» из оппозиции

Неожиданные всходы дал раскол «Другой России». Из оппозиционной коалиции со скандалом вышел Михаил Касьянов. А за бортом, как ни странно, оказался Гарри Каспаров. Фактически буйного шахматиста «убрали» из оппозиции – это становится ясно по подготовке октябрьского «Марша несогласных».

На этой неделе «марш», наконец, вышел из тени. В Интернете появился официальный сайт мероприятия, оглашены его лозунги, обнародован состав оргкомитета. От касьяновского РНДС здесь секретарь «Союза журналистов России» Игорь Яковенко, от правозащитников Людмила Алексеева и Лев Пономарев, от ликвидированной Республиканской партии Владимир Лысенко. Таким образом, представлен весь спектр движений, входящих в оппозиционную коалицию. Интересно, что сама «Другая Россия» представлена ее председателем – Эдуардом Лимоновым.

О Гарри Каспарове и его Объединенном гражданском фронте ни слова. Учитывая, что «Марш несогласных» 7 октября анонсировал и продвигал Михаил Касьянов, становится ясно, кто у «несогласных» ныне правит бал.

Похоже, такого оборота событий не ожидал в первую очередь сам Гарри Каспаров. Чуть менее месяца назад пресс-секретарь Объединенного гражданского фронта Денис Билунов даже пенял Михаилу Касьянову – мол, и время «марша» выбрано неудачно, и сама идея рассчитана на касьяновский самопиар.

В интервью интернет-изданию «Национальный журнал» пресс-секретарь ОГФ заявлял: «Он (Касьянов – ред.), видимо, рассчитывал на возможный срыв конференции после его выхода из коалиции. И чтобы как-то обозначиться в личном пространстве, он выступил с такой инициативой».

«Развитие событий показывает, что дата (проведения «Марша несогласных» – ред.) действительно была выбрана неудачно», - говорил Билунов. – Правозащитные организации объявили о проведении в этот день мероприятий, связанных с годовщиной гибели Анны Политковской… Лучше признать эту ошибку сейчас и начать новые переговоры со всеми возможными участниками мероприятия».

Ожидания ОГФ не оправдались. Касьянов банально совместил мероприятия правозащитников со своим «маршем», добавив к лозунгам требования расследования убийства Политковской и включив правозащитников в оргкомитет мероприятия. 

Похоже, ОГФ Каспарова уже не первый месяц не при делах. В том же интервью Денис Билунов утверждал: «Насколько мне известно, оргкомитет возглавляет Иван Стариков… Никаких предложений со стороны Старикова в адрес ОГФ не было. Я не исключаю, что какие-то предложения могли быть сделаны «Обороне» или нацболам… И если такого рода предложения были недавно сделаны, а мы находимся в достаточно тесном контакте, тогда, я думаю, в ближайшие дни мы эту ситуацию обсудим».

В итоге Ивана Старикова в составе оргкомитета «марша» нет, зато есть Эдуард Лимонов – от имени всей «Другой России». Видимо, обсуждение внутри прежней «другороссовской» тусовки не задалось. А вернее сказать, сформирована новая оппозиционная тусовка. Зря Билунов полагал, что «самим выходом из коалиции «Другая Россия» Касьянов, логически рассуждая, должен был бы, наверное, отказаться и от использования бренда «Марш несогласных» в политической деятельности. Ведь именно с «Другой Россией» связываются эти мероприятия».

Их по-прежнему связывают с «ДР». Только без Каспарова.

Надо полагать, шахматный гений слишком заигрался в оппозиционность, став радикальнее самого Лимонова. Гарри Кимовича предупреждали – и на мартовском «марше» в Москве, и впоследствии – тонко намекая, что маршировать надо санкционировано, не чаще раза в месяц. Не прислушался.

Не последнюю роль сыграла и слишком бурная «политическая молодость» Гарри Каспарова, который успел засветиться где только можно, вплоть до американского фонда Center for Security Policy. Трудно раскручивать российского оппозиционера, который «посвятил свою жизнь защите интересов США по всему миру».

Налицо, таким образом, ребрендинг «Другой России». Мероприятие, скорее всего, вынужденное – уж слишком активную и бессмысленную деятельность развил аж за год до выборов прежний руководящий состав коалиции. Продолжать в том же духе было просто невозможно – не хватило бы ни сил, ни средств. Заказчикам «протеста» потребовалось лето, чтобы принять решение о будущем «оранжевых» в России. И без потерь не обошлось.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить