Правозащитная интервенция

Инициатива временного правительства Киргизии, обратившегося к России с просьбой о введении воинского контингента, нашла неожиданную поддержку среди национал-патриотов и либеральных правозащитников. И если позиция первых, привычно реагирующих на словосочетание "русских притесняют", если и не всегда обоснованна, то хотя бы логична, то вот напористость, с которой "профессиональные правозащитники" толкают Россию на путь вооружённого конфликта, вызывает, мягко говоря, удивление.

Последние события на юге республике, где уже который день продолжаются вооружённые столкновения, заставили руководство Киргизии обратиться к России с просьбой о вводе миротворческих вооружённых сил. Дмитрий Медведев в свою очередь заявил, что не исключает такой возможности, однако на сегодняшний день ситуация не требует вмешательства сил ОДКБ. По его словам, беспорядки в Киргизии — это внутреннее дело страны, а войска ОДКБ могут участвовать, лишь когда власть в стране пытается захватить другое государства или группа людей извне.

С подобной просьбой, кстати, правительство Розы Отунбаевой обратилось и к другим странам, которые, впрочем, также не спешат направлять свои воинские контингенты в Киргизию. Опроверг сообщения о планах по вводу войск в Киргизию официальный Китай. Заняли выжидательную позицию Соединённые Штаты Америки, которых вообще никто ещё никуда не звал, но которые заявили о готовности отправить в зону межэтнических конфликтов в Киргизии своих военных.

Остаётся в стороне от конфликта и Узбекистан: по словам Ислама Каримова, все происходящее в соседней стране он считает её внутренним делом и ни один узбекский солдат не пересечет границу Киргизии. Однако именно позиция России вызвала шквал критики со стороны западных и оппозиционно настроенных российских деятелей. При этом руководство нашей страны критикуют не за то, что оно самоустранилась от конфликта — здесь придраться не к чему, Россия оказывает всю возможную помощь, в том числе гуманитарную, консультационную и т. д., — а как раз за отказ от вооружённого вторжения.

Версий о причинах такой сдержанности у "критиков" хоть отбавляй — от утверждений, что Россия просто не может себе позволить "длительную оккупацию", до намёков, что "последняя революция, свергнувшая президента Бакиева, была спланирована в Кремле, а при таких обстоятельствах еще и вводить войска как-то неловко". Особенно усердствуют в этом отношении грузины, устами государственного министра Грузии по вопросам реинтеграции Темура Якобашвили, назвавшего развивающиеся в Киргизии события "инспирированной Россией этнической чисткой узбеков".

Читайте также: Кто стоит за киргизскими погромами?

Фото: AP

Российские правозащитники пока воздерживаются от столь резких высказываний, апеллируя к многочисленным митингам, на которых раздаются требования ввода в Киргизию российских войск для обеспечения безопасности населения, желающего покинуть район столкновений, а также невозможности без военного участия эффективно распределять гуманитарную помощь.

"Необходим военный контроль за ситуацией, а потом уже все остальные шаги", подчёркивает директор центральноазиатской программы правозащитного центра "Мемориал" Виталий Пономарев. "Там люди гибнут — надо спасать! Раз просят ввести миротворцев, значит, нужно помочь. Ведь они лучше знают, что им надо", — вторит коллеге глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.

Слышать подобное от российских правозащитников, которые проклинают Россию за любую попытку решить проблему вооружённым путём, как минимум странно. Казалось бы, ещё совсем недавно они призывали мировое сообщество осудить действия России в Грузии в период грузино-осетинского конфликта, выставляя настоящего агрессора невинной овечкой. Тогда как Россия, которая "в обход руководства суверенной Грузии открыто сблизилась с фактическими органами власти этих самопровозглашенных образований", по их мнению потеряла "моральное право на миротворчество в Абхазии и Южной Осетии".

Поведение правозащитников кажется ещё более странным на фоне заявлений киргизских правозащитников и экспертов, как раз считающих, что военное вмешательство России в обход ОДКБ (а именно к этому призывают правозащитники) может не только ещё больше обострить ситуацию, но и крайне негативно скажется на отношениях двух стран.

"Они не имеют права вмешиваться в наши внутренние дела. Временное правительство Кыргызстана своими усилиями сможет стабилизировать ситуацию на юге", — говорит уполномоченный по правам человека Киргизии Турсунбек Акун. В Бишкеке проходит митинг противников ввода иностранных войск в Кыргызстан.

Как заявляет его организатор, гражданский активист Улан Орозбаев, для урегулирования внутреннего конфликта должны быть использованы силы милиции, внутренних войск и спецслужб.

Киргизский политолог Марс Сариев считает, что "любые миротворческие войска в Киргизии будут восприняты частью населения как оккупационные" вне зависимости кто это будет — россияне, НАТОвцы или войска ОДКБ. Проводимые опросы общественного мнения также не дают однозначного ответа на эту проблему: есть как сторонники ввода войск, так и противники (преимущественно молодёжь).

Фото: AP

Да, сейчас местные силовые структуры явно не справляются с ситуацией. Но появление российских солдат может привести к тому, что именно на них будет возложена вся ответственность за происходящее, и ещё не известно как в связи с присутствием вооружённых сил сторонних государств будут развиваться события в дальнейшем. К тому же, есть большие сомнения, что присутствие миротворцев сможет погасить межэтнический конфликт. Конфликт это, безусловно спровоцирован, но ликвидация провокаторов вряд ли поможет разрешить его причины, уходящие корнями в советскую эпоху.

Последствия искусственно нарезанных этнотерриториальных границ республик и автономий проявились в условиях легализации частной собственности, когда начались процессы выяснения принадлежности той или иной территории.

Единственный значимый центр сосредоточения населения в Центральной Азии — это Ферганская долина. Киргизия получила предгорья и плоскогорья региона, обеспечивающие регион водой, Узбекистан получил плодородное ложе долины, а Таджикистану достался единственный приличный доступ ко всей долине. Все эти три государства (наибольшую активность здесь, пожалуй, проявляет Узбекистан) постоянно стремятся получить контроль над этим районом.

При этом геополитические притязания накладываются обострение взаимоотношений между киргизами и узбеками. Первые требовали выделения им земельных участков и выражали недовольство действиями руководителей-узбеков; вторым идея киргизов совсем не нравилась, и узбеки, процентное соотношение которых в Ошской области превышало 50 процентов, требовали создания на территории области узбекской автономии со всеми вытекающими последствиями вроде смены руководства, которое защищает интересы лишь киргизского населения.

Всё это привело к печально знаменитым событиям июня 1990 года — "Ошской резни", когда противостояние узбеков и киргизов на юге Киргизии перешло в погромы, убийства, изнасилования и грабежи с обеих сторон.

Июньские события 2010 года показали, что причины межэтнического конфликта так и не получили своего разрешения. Всё это время конфликтный потенциал продолжал накапливаться как среди узбекского населения, так и среди киргизского, которое, в свою очередь, считало себя обделенным в плане экономическом.

Так что в условиях политического кризиса и сложной экономической ситуации достаточно было только бросить соответствующий клич, чтобы разбудить спящего дракона. И разумеется, что эту проблему предстоит решать в первую очередь руководству республики, будь то временное правительство Розы Отунбаевой или какое другое.

Главные новости

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить