Страсбург интересует, как "пытали" Немцова

Европейский суд по правам человека (а человека зовут Борис Немцов) задал России девять вопросов. Все они, касаются того, как оппозиционер провел новогодние каникулы 2010-2011. А провел он их, будучи административно арестованным за неподобающее поведение на Триумфальной площади 31 декабря.

К слову сказать, столичные власти портить праздник никому не хотели, и "несогласное мероприятие"согласовали. С чем, в свою очередь, не согласился Борис Немцов - что же это за "кровавый режим" такой, от которого толком не пострадаешь? Поэтому он задержался после окончания акции и сделал все, что мог, чтобы задержали его. Немцова по-хорошему уговаривали "разойтись", ну он и "разошелся", попытавшись прорвать милицейское оцепление.

Получив за неповиновение сотрудникам правоохранительных органов свои законные 15 суток, Борис Ефимович провел их с пользой для имиджа - международная организация Amnesty International причислила его к "узникам совести". К примеру, Нельсону Манделе, чтобы добиться подобного звания, пришлось провести в тюрьме аж 27 лет. Если так и дальше пойдет, уже за то, что не ругаешься с женой, начнут вручать Нобелевскую премию мира. Однако сейчас не про девальвацию "вечных ценностей", а про жалобу, которую Немцов подал в Страсбург по итогам (он вообще любит подводить разные "итоги") ареста.

Разумеется, суровый, но беспристрастный Европейский суд принял ее "в приоритетном порядке" - ведь такого заслуженного человека огорчили. Теперь ЕСПЧ "приоритетно" интересуется у России, были ли условия содержания Бориса Немцова под стражей в Тверском ОВД с 31 декабря 2010 по 2 января 2011 года совместимы со статьей 3 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод ("Запрещение пыток"). Конкретно суд спрашивает о "размерах камеры, освещении, вентиляции, санузле, обеспечении Немцова спальным местом и постельными принадлежностями, продовольствием и питьевой водой".

О "пытках" Немцова много знает другой авторитетный "сиделец" - Эдуард Лимонов: "Вместе с Немцовым вышагивали целыми часами, разговаривали. Борис Ефимович сидел довольно свободно. Ему позволяли то, что никому не позволяли. Он гулял по несколько раз в день, сколько хотел. Он ходил в одних трусах, от чего и простудился. К Немцову пускали родных - невиданное дело. По логике вещей пятнадцатисуточникам не полагается никаких свиданий. Еду сразу сделали нормальной. Вот эта мутотень со стулом, который ему якобы не давали, - бред сивой кобылы, потому что стулья в зале суда вообще не полагаются - там лавки..."

Про "стул Немцова" очень важно для Страсбурга: "Заставлял ли судья во время разбирательства 2 января 2011 года стоять Немцова и если вдруг да, не приравнивает ли правительство России это к бесчеловечному или унижающему достоинству обращению".

Между прочим, через подобное "бесчеловечное обращение" прошли миллионы россиян, вскакивавших по команде: "Встать, суд идет". Более того, их достоинство унижали, заставляя отвечать Фемиде стоя. Но повезло одному Немцову, ибо лишь его судьба имеет для ЕСПЧ "приоритетное значение".

Некоторые вопросы Европейского суда, простите за тавтологию, тоже вызывают вопросы: "Было ли лишение Немцова свободы совместимо с правом на свободу и личную неприкосновенность?" Но коли спрашивают, придется отвечать, например так: "Право на свободу вообще плохо совмещается с лишением свободы", даже несмотря на то, что по свидетельству Лимонова, "сидел Борис Ефимович довольно свободно".

Впрочем время подумать над формулировкой у России еще есть - стране, которая проходят ответчиком по делу, ЕСПЧ дает на подготовку от двух до трех месяцев, после чего в течение полугода выносит решение. Так что Борису Немцову грех жаловаться - "узника совести" он уже получил, теперь еще и компенсацию за "пытки" заработать может.

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить