Первый блин ПАРНАСа - он же и последний?

По словам корреспондента "Правды.Ру", к организации митинга демократы подошли ответственно. На Болотной площади столицы смонтировали концертную сцену, профессиональное звуковое оборудование, установили огромный плазменный экран для трансляции хода митинга.

К 13 часам все было готово - кроме, собственно, зрителей и участников. За 20 минут до начала митинга на Болотной площади собралось не более 20 человек митингующих и около 100 журналистов. Ко времени, когда должна была начаться акция, число собравшихся не превышало 300 человек.

Владимир Милов, комментируя журналистам сложившуюся ситуацию, объяснил, что вход на митинг организован очень неудобно. Именно с этим фактом оппозиционер связал малое число собравшихся.

Начался митинг в 13:30, после того, как на площади собралось, по оценкам корреспондента "Правды.Ру", 500-700 человек. Несмотря на то, что люди продолжали подходить, опоздавших решили больше не ждать.

Любопытно, что вопреки объективной реальности, оппозиционные лидеры не стали корректировать своих выступлений.

Владимир Рыжков, которого сопредседатель ПАРНАС Владимир Милов представил как главного энтузиаста объединения оппозиционных демократических сил, отметил, что наблюдает "самый крупный демократический митинг" последнего времени. Михаил Касьянов, обращаясь к собравшимся, вспомнил проходящую в то же время в Москве 50-тысячную антикоррупционную акцию движения "Наши". "Нас больше", заявил он. В свою очередь Борис Немцов воскликнул: "какой гигантский митинг!" "Думаю, нас собралось здесь 5 тысяч", - сказал он.

По оценке корреспондента "Правды.Ру" на площади к тому моменту собралось порядка 1 тысячи человек.

Чуть позже присутствующий на Болотной площади начальник Управления информации и общественных связей ГУВД Москвы Виктор Бирюков сообщил нашему корреспонденту официальные данные столичной милиции по числу собравшихся. По его словам, на площади находились 900 человек, включая журналистов. Журналистов сегодня меньше, чем обычно, отметил Бирюков, порядка 100 человек.
 
Правозащитник, глава Московского бюро по правам человека Александр Брод связал малое число собравшихся на Болотной площади прежде всего "со слабостью нашей оппозиции", "с ее оторванностью от общества от проблем простых людей".
 
"Последнее время, после того, как наши оппозиционные демократические партии перестали входить в парламент, они во многом маргинализировались, снизили свою активность, - сказал Брод "Правде.Ру". - У них нет серьезных отделений в регионах, все эти годы практически не было плотной текущей деятельности. Они проводили протестные митинги с набором общих протестных фраз, звучала критика власти, но ничего не предлагали взамен - и тем самым просто растеряли очки, надежды, которые связывались с демократическим движением в период 90-х годов".
 
Правозащитница, глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, к которой "Правда.Ру" также обратилась за комментариями, отметила, что не слышала об акции ПАРНАСа. "Помогает собрать людей информация, - сказала Алексеева. - О том, что будет шествие движения "Наши" - об этом все знают. А о том, чтобы будет митинг этой партии - нет. У них не было возможности для широкого оповещения".

"А во-вторых, - продолжила правозащитница, - партия новенькая, и ее мало кто знает. Опять же потому, что не могли широко рассказать, что это в первый раз удалось объединить какие-то движения. Конечно, когда нет информации, то нет возможности и собирать людей".
 
В свою очередь политолог, ведущий эксперт Аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Павел Салин выделил два ключевых, на его взгляд, фактора провала первой протестной акции ПАРНАСа.
 
"Несистемная либеральная оппозиция не может войти в резонанс с населением, в котором, по большому счету, есть значительные группы, которые настроены протестно. Но они не могут предложить такую повестку дня, которая бы заинтересовала бы это население", - сказал Салин.
 
"И второе, - продолжил он. - Не стоит недооценивать население России и считать их Иванами, не помнящими родства, которые помнят только вчерашний и позавчерашний день. Дело в том, что несистемную оппозицию возглавляют все-таки старые лица, люди, которые были у рычагов власти в90-е годы. Достаточно вспомнить, что Рыжков был вице-спикером Госдумы, Немцов был первым вице-премьером с колоссальными полномочиями в правительстве младореформаторов. Милов тоже засветился в Министерстве энергетики, хотя и не на очень длительный срок. Касьянов в 90-е годы занимал заметные посты в финансовой системе России".
 
"Так что население понимает, что никакие новые рецепты эти фигуры из прошлого предложить не могут. Они могут лишь предложить вернуться в 90-е годы, но вряд ли хотя бы мало-мальская часть населения это го захочет. Люди хотят двигаться вперед и уходить от тех негативных факторов, которыми они недовольны", - сказал Павел Салин.
 
Каковы будут последствия субботнего провала для Партии народной свободы - сказать пока трудно. Дело в том, что внесистемная оппозиция отличается свойством не замечать окружающего, активно формируя в СМИ собственное виденье происходящего. Так что вполне возможно, что поражение будет объявлено победой.
 
Другой вопрос, что для серьезного политического движения этот первый блин, который вышел настолько комом, стал бы и последним - просто в силу того, что успели назаявлять лидеры движения до митинга. 
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить