Pussy Riot значит "Гнойный протест"

По 213 статье УК РФ ("Хулиганство") предъявлено обвинение третьей участнице панк-группы Pussy Riot Ирине Локтевой,  "выступавшей" в Храме Христа Спасителя. Две другие "артистки" Надежда Толоконникова и Мария Алехина уже сидят в СИЗО "Печатники" за то же самое.

"Указанные граждане были доставлены по подозрению в совершении преступления, выразившегося в грубом нарушении общественного порядка по мотивам, в том числе, религиозной ненависти, совершенного группой лиц по предварительному сговору", - сообщила пресс-служба столичного ГУ МВД.

У правозащитников, как всегда, принципиально иной взгляд. "В Российской Федерации нет никакого законодательного запрета на чтение в православной церкви вслух молитв неканонического содержания... Мы считаем арестованных узниками совести, преследуемых за выражение своих взглядов ... Мы призываем срочно освободить арестованных ... Мы призываем развернуть общественную кампанию в их защиту ...", - говорится в заявлении, подписанном Людмилой Алексеевой, Львом Пономаревым и тому подобными ветеранами отечественной правозащиты.

Воистину, в уголовном кодексе РФ нет ничего про "чтение молитв неканонического содержания" со словами из припева Pussy Riot: "Срань Господня". Ну а раз прямо не запрещено, значит разрешено - логично полагают одни.

Другие - от председателя президентского совета по правам человека Михаила Федотова до уполномоченного представителя России по правам человека Владимира Лукина все-таки видят в "глупом поступке несмышленых девчонок" "мелкое хулиганство" за которое, по их мнению, вполне достаточно штрафа, но никак не тюрьмы.

"Изумленные комментаторы со всего мира писали нам, что в Европе после подобного следовал бы немедленный арест и обвинение, а в Америке - и разряд электрошокером в пах ...", - так в интервью журналу "The New Times" "Pussy" Надежда Толоконникова, более известная там как Надя Толокно, прокомментировала итоги другой, более невинной, акции с ее участием - под названием "Лобзай мусора".

Оказывается женщин в форме, да и не только их "лесбийский поцелуй вводит в ступор, а некоторых в истерику",  сообщила Надя Толокно, за что "и меня, и других активисток неоднократно забирали в милицию, и нам сильно повезло, что, пользуясь длинными активистскими языками, нам каждый раз удавалось отмазаться..."

То есть в отличие от "нецивилизованной" Европы и совсем уж "дикой" Америки, где с наказаниями за гораздо меньшие "шалости" отчего-то не церемонятся, у нас на "перформансы" "девчонок" долгое время смотрели сквозь пальцы, "понимали и прощали". И впредь вся "прогрессивная общественность" советует поступать точно так же, ибо "Господь терпел и нам велел".

Но вот беда, Россия - государство светское, и вместо церковных законов здесь существует уголовный кодекс со статьей о "хулиганстве". Ннемного расшифруем этот термин - грубом нарушении общественного порядка, выражающим явное неуважение к обществу.

Про свое "уважение к обществу" Надя Толокно исчерпывающе высказалась в другом интервью финской газете "Хельсингин Саномат": "Мы прививаем россиянам культуру бунта. Она заключается в умении ставить под вопрос те нормы, законы, традиции, установления, согласно которым работает общество..."

"Культура бунта", ставящая под сомнение нормы, у нас прививается хорошо. Тенденция, однако: группа студентов собиралась провести в том же Храме Христа Спасителя молебен в защиту Pussy Riot, в Новосибирске на рекламных стойках появились стилизованные под иконы изображения с призывами немедленно освободить Pussy Riot, 8 марта был объявлен международным днем солидарности с Pussy Riot и т.д., и т. п.

Взрослые дядьки, вроде писателя Виктора Ерофеева и чемпиона не только по шахматам Гарри Каспарова, организовали круглый стол с единственным интересом "Зачем арестовывают художниц". Не ведая, что тем самым они лицемерят, так как "требовать каких-то привилегий, навешивая на себя ярлык художника - лицемерие",  настаивала не так давно Надя Толокно.

И это правильно - все надо называть своими именами без тени лицемерия, тогда сразу слетает некий флер благозвучности. Ведь одно дело требовать свободу Pussy Riot, и совсем другое выступать апологетом, например, "гнойного протеста". Кто не в курсе "Pussy", помимо самого напрашивающегося перевода, также употребляется в качестве прилагательного ['pʌsɪ] - гнойный.

Ох, не правы те, кто считает "новых мучениц", цитирую Алексея Навального, "дурами, совершившими мелкое хулиганство, ради паблисити". Откровенным дурам не характерно стратегическое мышление, а оно здесь имеется, если верить Наде Толокно: "Чирикова, Навальный и подобные им персонажи - подлинные народные герои, которых не так много в России, но они и будут в результате демонтировать режим и менять страну. Когда накопится критическая масса активных людей, здесь запахнет Египтом, Тунисом или, что очень возможно, даже Ливией".

Пока Ливией еще не запахло, одно соображение. Оппозиция часто упрекает власть, что та действует по принципу "Друзьям - все, остальным закон!" Но разве истеричная кампания по освобождению "узниц совести" не то же самое?

Автор Михаил Синельников-Оришак
Михаил Синельников-Оришак — бывший обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *