Пауки в банке, или До чего может довести согласованный митинг

Несистемная оппозиция проведет 16 июня на Триумфальной площади митинг. Но настроение "несогласных" все равно подпорчено. Если раньше говорили, что власть разрешает митинговать на площади "прокремлевцам" в ущерб "несогласным", то теперь уже среди самих "несогласных" появились свои "правые", которым разрешают, и "виноватые", которых разгоняют.

Фраза "очередной раскол произошел в рядах несистемной оппозиции" давно набила оскомину. Вся эта оппозиция представляет собой внутренне глубоко противоречивый союз так называемых "демократов", правозащитников, леваков и сторонников Лимонова.

К тому же само "демократическое" ядро представлено союзом десятка карликовых "революционных" организаций, и возглавляется 39-ю сопредседателями, среди которых "известные политики" 90-х с ярко выраженными вождистскими устремлениями. Таким образом, по словам Немцова, "демократам" удалось "решить проблему лидерства". "Обычно демократы не могли договориться друг с другом, так как не могли решить, кто из них главный", — говорил он во время создания движения "Солидарность" в 2008 году.

Теперь вопрос о том, кто главный, решается прямо по ходу жизни. Движение "несогласных" погружено в интриги. Кого-то, после публикации компромата, с шумом исключают, кто-то уходит сам, а кто-то заявляет о создании временных союзов, фракций и коалиций.

В 2007 году "объединенная оппозиция" просто не смогла выдвинуть единого кандидата в президенты РФ — лидеры банально переругались. Чуть позже на третьи-четвертые роли в движении был отодвинут Эдуард Лимонов, чьи боевики из запрещенной за экстремизм НБП планировались как пушечное мясо для "маршей несогласных". С потерей цели утратили смысл и марши, и боевики.

Но сам Лимонов полагает себя не только великим писателем, но и великим политиком — страдает вождизмом не меньше, чем остальные лидеры. Чтобы вернуть утраченное в тусовке доверие, он выступил с инициативой "Стратегии-31". Ее смысл в том, чтобы проводить митинги каждое 31 число в 18:00 на Триумфальной площади Москвы. Таким образом, аргументировал Лимонов, люди всегда будут знать, какого числа, куда и к которому часу приходить, чтобы защитить свои права.

Поначалу главного "нацбола" за абсурдность предложений "демократы" просто высмеяли. Но затем обнаружилось, что схватки лимоновских боевиков с милицией по 31 числам имеют определенный резонанс. К "Стратегии" присоединился вначале "Левый фронт" — маргинальное левацкое движение. Затем, к осени 2009 года, под руку с Лимоновым на Триумфальную площадь стала выходить правозащитница Людмила Алексеева. Возникла интересная правозащитно-левацкая коалиция.

Фото: AP

Задержание Алексеевой во время незаконной акции 31 декабря стало настоящей информационной бомбой, попав на страницы СМИ не только в России, но и за рубежом. Тут уж, не желая остаться в дураках и проворонить возможность лишний раз засветиться в "борьбе с режимом", к лимоновской "стратегии" присоединились и "демократы" из "Солидарности" во главе с Немцовым.

Читайте также: Алексееву не задержали, "и это нормально"

Понятно: кто лучше мутит воду, у кого получается громче о себе заявить, тот и лидер. Интриги и открытая борьба развернулись за возможность контролировать "Стратегию-31". Тем более, что на данный момент это единственный достаточно громкий информационный продукт, который способна произвести "несистемная" оппозиция.

16 июня было решено провести на Триумфальной площади Москвы митинг протеста, посвященный "жестокому разгону" акции 31 мая.

Среди его заявителей лидер движения "За права человека" Лев Пономарев, лидер "Комитета антивоенных действий", постоянный организатор "антипризывных маршей" Михаил Кригер, правозащитник Михаил Шнейдер и другие. Все они, что характерно, являются членами "демократического" движения "Солидарность".

При этом солидарно-правозащитная компания, которая ранее отличалась ярко негативным отношением к Эдуарду Лимонову, его взглядам и его организации, теперь стремится уже не столько поучаствовать в его "Стратегии", сколько перехватить ее организацию. Даже лозунг митинга 16 июня, мягко выражаясь, "позаимствован" у лимоновцев. Сравните: запрещенная судом НБП бегала по улицам с кричалкой "Не забудем, не простим!". "Солидаристы" выходят на Триумфальную с лозунгом "31 мая — не простим!"

Естественно, организация мероприятия стала поводом к новой склоке. "Солидарность" обвиняют в размывании целей, распылении сил, в попытках "приватизировать" протест на Триумфальной. Но наибольшее раздражение вызывает тот факт, что демократам-правозащитникам митинг на площади согласовали, а лимоновцам 31-го — нет.

Вот где простор для взаимных упреков и даже обвинений. Ведь центральный тезис лимоновской пропаганды в рамках "Стратегии-31" — в России нарушается конституционное право граждан на свободу собраний. Заявителям митингов по 31 числам, среди которых сам Лимонов, каждый раз предлагают другие площадки, не давая собраться на Триумфальной площади. Оппозиции затыкают рот, кричат "несогласные". И тут "Солидарность" берет и одной-единственной заявкой на митинг разрушает этот важный стереотип.

Получается, что не дают митинговать на Триумфальной только Лимонову, который, видимо, у мэрии на плохом счету? При том, что даже откровенно "оранжевая" "Солидарность" — на хорошем и спокойно митингует?

Нет, такого понять "несогласная" оппозиция со своим черно-белым восприятием просто не в состоянии. Получается, что осужденному в свое время за создание незаконного вооруженного формирования Лимонову, который готовил, на секунду, вооруженный захват власти, митинговать нельзя. Не разрешают собираться на Триумфальной площади членам бывшей "Национал-большевистской партии", которая была запрещена судом за экстремизм, чьи лидеры гордо носили звания гаулейтеров, и чей флаг являлся гибридом советского и фашистского.

Характерна история так называемых "приморских партизан". Один из преступников, Андрей Сухорада, был активистом запрещенной НБП. Он прошел обычный для "нацбола" путь — приехал в Москву, поселился в штабе лимоновцев, расклеивал листовки. Закончилась все тем, что в 2004 году участвовал в захвате штаба "Единой России".

Некоторым политическим деятелям надо еще раз задуматься, что их необдуманные поступки толкают молодых людей на совершение противоправных действий, полагают правозащитники. "Своего отношения к НБП и Лимонову я не меняю и не забыл его риторику о том, что дети будут с обожанием бегать за колонами фашистов, что придя к власти, НБП станет равняться на НКВД и ВЧК, что великий Гитлер — пример для подражания, а насилие гигиена истории", — говорит глава Московского бюро по правам человека Александр Брод.

Так что это, конечно, отдельный вопрос, насколько уместны в центре столицы акции радикалов, подобных лимоновцам. Но для "несогласной" оппозиции это слишком высокие материи. Для нее существуют две градации — сторонник и противник. Или "борец с режимом", или "продался Кремлю".

И в очень неудобное положение попала "Солидарность", которой согласовали проведение митинга на Триумфальной площади, в ушерб лимоновцам, которым не согласовали.

Соорганизатор акции 16 июня Людмила Алексеева заявила, что согласование проведения митинга может означать "некоторое осознание властью необходимости вести диалог с гражданами". Но настроение "несогласных" все равно подпорчено: многие полагают проведение этого мероприятия предательством "Стратегии-31".

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить