Навального и Немцова подвело незнание рынка

Очередное экономическое "преступление режима" совершенно независимо друг от друга вскрыли два известных блогера и оппозиционера Алексей Навальный и Борис Немцов. По прочтении записей в их интернет-дневниках невольно задаешься вопросом: как люди с такими представлениями об экономике могут анализировать госзакупки или, что куда важнее, руководить (к счаcтью, в прошлом) регионом, а затем и работать в должности вице-премьера правительства РФ?

"Госкорпорация "Внешэкономбанк" планирует выкупить у Абрамовича акции ОАО "Распадская", которому принадлежит шахта "Распадская", известная уже всем после недавней трагедии, — пишет в своем блоге Алексей Навальный. — …Выкуп должен произойти по цене на 30% выше рыночной. Практически это означает, что государство (а значит, все мы) подарим Роману Абрамовичу $700 миллионов".

"Но если называть вещи своими именами, — продолжает Навальный, — то Владимир Путин, возглавляющий Набсовет ВЭБа и, очевидно, принимающий принципиальное решение о сделке, украдет у граждан Российской Федерации семьсот миллионов долларов".

"В день траура, — вторит Навальному Немцов в своем блоге, — как-то совсем незаметно, появляется сообщение о том, что государственный Внешэкономбанк (ВЭБ) участвует в покупке у Романа Абрамовича и других акционеров ОАО "Распадской" за $5,3 млрд. "Распадская" — это крупнейшая в стране шахта по добыче коксующегося угля, где в результате аварии в мае 2010 года погиб 91 горняк".

"Цена, по которой Абрамович с партнерами продает шахту, более чем на 30% выше рынка, — возмущен Немцов. — Таким образом, благодаря государству дополнительный доход акционеров (включая Романа Абрамовича) оказывается $1,5 млрд… Грабеж России Путиным и его бригадой продолжается".

Справедливости ради следует отметить: в четверг появилась информация о том, что ВЭБ отказался от покупки "Распадской". Сообщается даже, что цена ее акций в результате активно пошла вниз, то есть, возможно, ведется рыночная игра на понижение стоимости компании. Но впечатления от интернет-записей Навального и Немцова этим не перебить. Стоит подробнее разобраться, что же так возмутило либеральных блогеров и политиков?

Напомним, что после катастрофы на шахте в 2010 году премьер-министр РФ Владимир Путин гарантировал работникам шахты и жителям Междуреченска их будущее. "И рабочие места, и будущее "Распадской" в целом гарантировано, обеспечено. Надеюсь, что мы не будем больше сталкиваться с проблемами и трагедиями подобного рода и масштаба", — сказал глава правительства.

Эти заявления были сделаны на фоне настоящей волны публикаций на тему "капиталисты ради прибыли игнорируют требования безопасности". Не оставались в стороне и либералы. К примеру, в прошлом заместитель министра энергетики Владимир Милов требовал от государства проверить деятельность компании-собственника, акционером которой является Роман Абрамович. Одновременно возлагая вину за катастрофу на руководство страны: "75 погибших на Саяно-Шушенской ГЭС, 66 — на "Распадской" — какую еще цену нам придется заплатить за дичайший непрофессионализм действующей власти?"

В свою очередь Борис Немцов обратился с аналогичным открытым письмом Дмитрию Медведеву.

И вот в июле 2011 года появляется информация о грядущей покупке шахты "Распадская" государственным Внешэкономбанком. То есть о переводе шахты в госсобственность. Оппозиционеры снова возмущены: "Выкуп должен произойти по цене более чем на 30% выше рыночной!"

Хочется задать блогерам и либеральным оппозиционерам вопрос: они всерьез не видят различий между так называемой рыночной стоимостью и ценой сделки? Начать уже с того, что рыночная стоимость бывает у массовых товаров, обладающих примерно одинаковыми характеристиками. Те же яблоки все примерно одинаково круглые, их много, и они находятся в продаже, в ходе которой и определяется их усредненная рыночная стоимость. Сколько у нас в стране "Распадских"?

В конце концов, тот же Навальный в своем блоге ссылается на заметку в деловой газете "Ведомости", где черным по белому сказано: "Цена сделки может составить $5,3 млрд… это на 36% выше котировок "Распадской" на ММВБ в понедельник".

Котировки компании на ММВБ еще не означают, что компания выставлена по этой цене на продажу, не правда ли? Законы рынка есть законы рынка, и для осуществления сделки требуется согласие обеих сторон. Не в магазине, в конце концов, где пришел и приобрел все, что нужно. Требуется уговорить владельца продать крупнейшую в стране (и, несомненно, прибыльную) шахту по добыче коксующего угля. Ведь это товар штучный.

Нет, конечно, государство может отказаться от покупки. Рискуя попасть под огонь критики со стороны все тех же оппозиционеров за невыполнение собственных обещаний. Или государство (есть у него такая возможность) может внерыночно надавить на собственника, заставив его сбросить цену. И тут же оказаться под огнем уничтожающей критики за давление, отъем бизнеса — чуть ли не за принудительную национализацию. Впрочем, как видно, и чисто рыночные механизмы, применяемые властью, вызывают у либеральной оппозиции идиосинкразию. Что ни делай — все равно будешь виноват.

Остается только пожелать господам Навальному и Немцову пойти на ММВБ и попытаться купить там "по рыночной стоимости" какую-нибудь компанию. Ведь это другие игроки рынка, крупные компании и корпорации ведут зачем-то длительные переговоры, торгуются, подписывают декларации и соглашения, прежде чем заключить сделку о покупке контрольных пакетов акций. У наших либералов все просто — как в булочной. Пришел и купил по "рыночной стоимости".

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить