День сурка Людмилы Алексеевой

Глава Московской Хельсинкской группы в очередной раз заявила об окончательном и бесповоротном выходе из состава президентского Совета по правам человека. И похоже, сделала это не в последний раз.

"Мне надоели все эти склоки, интриги и грязь", - пояснила 85-летняя правозащитница причину своего демарша. "Вся эта сплошная склока вынудила меня принять окончательное решение об уходе. Я проинформировала об этом Михаила Александровича Федотова", - сообщила она. Под склоками и грязью глава МХГ подразумевала проходящее сейчас интернет-голосование по выборам в СПЧ новых членов на 13 вакантных мест. И то, как проходят выборы, ей совершенно не нравится. "Все, что сейчас происходит вокруг обсуждения этих кандидатур, как все это происходит. Я уже три раза проходила эту процедуру, ничего подобного не было, все было спокойно. А сейчас такие интриги, такие склоки и столько грязи вокруг этого, что я в такой атмосфере работать не хочу, я предпочитаю уйти", - заявила она.

"Началась это истерика (Александра) Брода и голосование, в котором непрерывный мухлеж, и люди почему-то звонят мне и жалуются мне, как будто я все это задумала, я все это осуществляю. Зачем мне это нужно?... Мне противно, когда мухлюют, когда интригуют, когда склочничают", - пожаловалась правозащитница.

Также читайте: Избавились от балласта

Впервые о своём выходе из СПЧ Людмила Алексеева заявила в июне этого года, выразив несогласие с предложенной Администрацией президента РФ новой формулой комплектования Совета. Если раньше члены СПЧ в узком кругу обсуждали кандидатуры своих новых, которые и предлагали главе государства для одобрения, то в этот раз было решено провести открытые выборы, чтобы определить круг потенциальных кандидатов посредством интернет-голосования, и только потом уже президент, как последняя инстанция, определил окончательный состав Совета. По словам Алексеевой, гражданское общество ещё слабо и необразованно, чтобы иметь право и возможность кого-то выбирать. Да и вообще, возмущалась глава МХГ, "как это так: работать должны мы, а выбирать кто-то другой? Это неуважение по отношению к членам Совета".

В общем, тогда старейшую российскую правозащитницу уговаривали всем миром отложить свой выход до лучших времён. И Алексеева согласилась: дескать, посмотрит, кого там народ выберет, и если этот выбор совпадёт с её ожиданиями, так уж и быть, останется.

И надо сказать, что глава СПЧ Михаил Федотов сделал всё, чтобы умаслить коллегу. В частности, она была включена в состав рабочей группы (из шести человек), которая занималась фильтрацией анкет, отсеивая неправильных с их точки зрения кандидатов. Отказ получили больше ста претендентов, в число которых оказался и глава Московского бюро по правам человека (МБПЧ) Александр Брод. Причём, как сообщалось, против его участия в голосовании выступила именно Людмила Алексеева. Правозащитница, правда, отрицает этот факт, утверждая, что только "выразила своё личное отношение к нему". "Я просто поделилась со своими коллегами по совету тем, что я знаю об этом кандидате. Мы сидели уже несколько часов, и это были отвлечённые реплики", - пояснила она, отметив, что не помнит, в чём именно состояла формальная причина отказа.

Уже позже стало известно, что Броду отказали по причине... отсутствия опыта в правозащитной деятельности. То, что это стало "абсолютнейшей ошибкой" признавал в том числе директор Института прав человека, член СПЧ Валентин Гефтер - один из тех, кто выражал своё несогласие с новой процедурой формирования СПЧ. "Абсолютно не согласен с тем решением, которое касается Александра (Брода) и многих других людей, которые не попали в список", - заявил он в эфире Русской службы новостей. Правда, Гефтер считает это следствием ошибочности самой процедуры в принципе, в то время как Брод возмущался "сугубо пристрастным и необъективным отношением" членов рабочей группы к ряду кандидатов и отсутствием регламентированной процедуры отбора кандидатов в принципе. То есть, непонятно как формировался состав рабочей группы, отсутствовало официальное положение об отборе кандидатов и допуске их к интернет-консультациям, поскольку формулировка "недостаточно опыта", по мнению Брода, "вкусовое, абсолютно абстрактное, аморфное понятие".

Собственно, именно о необходимости сделать процедуру выдвижения и допуска кандидатов к выборам максимально открытой и прозрачной говорил Брод. И именно против этого выступает Алексеева, считая все эти требования "истерикой".

Между тем, глава МБПЧ считает, что это как раз Людмила Алексеева "сыграла решающую роль, спровоцировав скандалы вокруг СПЧ, - фактически единолично в составе рабочей группы СПЧ незаслуженно и необоснованно вычёркивала из списков кандидатов фамилии достойных общественников, при этом дав зелёную улицу людям с криминальным прошлым, региональным представителям своей организации и вообще никому не известным персонам". "Эти действия, не имеющие ничего общего с объективностью и справедливостью, породили массовый общественный протест, возмущённые обращения в СМИ, открытые письма президенту и в его администрацию. Сейчас начался процесс подачи исков к председателю СПЧ М. Федотову и членам Рабочей группы. Конечно, ошибки признавать всегда сложно, легче отойти в сторону - мол, сами расхлёбывайте заверенную кашу", - заявил Брод.

Впрочем, не исключено, что слишком далеко отойти г-же Алексеевой не удастся. Правозащитницу, которая то ли уже вышла из Совета, то ли ещё находится в его составе, скорее всего уговорят остаться. По крайней мере, глава СПЧ Михаил Федотов надеется, что Алексеева ещё изменит своё решение. "Конечно, я очень надеюсь, что, когда Людмила Михайловна увидит окончательный список состава совета, подготовленного президенту на утверждение, она сможет изменить свое решение. Потому что совет по правам человека без Людмилы Алексеевой - это команда неполная", - заявил Федотов, отметив, что глава МХГ является патриархом российского правозащитного движения, на авторитет которой они все ориентируются.

Также по теме: Путину предстоит решить судьбу СПЧ

Невозможно отрицать, что есть определённая группа политиков и общественных деятелей, для которых глава Московской Хельсинкской группы действительно является авторитетом. Но насколько необходимо присутствие в Совете по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ некоей "священной коровы", берущей на себя роль цензора по отбору тех, кого бы она хотела видеть в числе своих коллег. Но в этом случае проще переименовать сей орган в Совет по правам человека при главе МХГ Людмилы Алексеевой и действительно перестать разводить грязь и склоки. Ведь в конце концов, СПЧ является консультативным органом при президенте РФ. И если для последнего действительно важно мнение г-жи Алексеевой, то стоило ли вообще затевать весь этот сыр-бор с выборами? Тем более, что интересы российского гражданского общества и президентского Совета по правам человека в его нынешнем составе никак не пересекаются.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *