Манежка №2

Обещанного погрома не случилось. Анонсированное "всенародное собрание" на Манежной площади, равно как и движение "11 декабря", оказались фейком.

К возможному рецидиву событий на Манежной площади месячной давности правоохранительные органы подготовились основательно. К 4 часам вечера (за три часа до начала предполагаемой акции) площадь была оцеплена сотрудниками милиции. Были закрыты проходы к Александровскому саду и Красной площади. Вскоре началась эвакуация посетителей торгового центра "Охотный ряд". Закрыли на выход и одноимённую станцию метро. К семи часам вечера милиция начала "зачистку", предлагая москвичам и гостям столицы покинуть территорию площади. Тех, кто не хотел никуда уходить, приглашали полюбоваться видами вечерней Москвы из окон милицейского автобуса. Туда же доставляли "для установления личности" подозрительных, на взгляд милиционеров, молодых людей: бритых наголо, в ярких шарфах с символикой футбольных клубов. Там же оказались и лидеры некоторых националистических движений.

По разным оценкам было задержано от 50 до 100 человек (впрочем, в блогосфере говорили даже о двух тысячах задержанных). С большинством из них, по словам сотрудников милиции, был проведена "профилактическая беседа о недопущении несанкционированных акций". Но некоторым, в том числе лидеру "Славянской силы" Дмитрию Дёмушкину, одному из руководителей московского ДПНИ Владимиру Тору и представителю "Русского образа" Алексею Михайлову, пришлось задержаться чуть дольше.

В целом же, прошедшая акция не шла ни в какое сравнение с событиями 11 декабря прошлого года, когда на Манежной только по официальным данным ГУВД Москвы собралось порядка 5 тысяч человек. Можно было бы сказать, что правоохранители дули на воду, обжёгшись на молоке, но кто бы знал, что молоко так быстро остынет.

"11-е число, 19.00, Манежная площадь - это естественное дата, время и "место встречи, которое изменить нельзя", - написал у себя в блоге буквально несколькими часами ранее покинувший спецприемник-распределитель на Симферопольском бульваре В. Тор, сообщив, акция "свершится, если будет энергия в народных  массах". Но энергии явно оказалось маловато.

Возможно, сказались последствия подзатянувшихся праздников, из которых народ выходит традиционно неторопливо. Но вероятней всего сыграли свою роль анонимы из движения "11 декабря".

Фото: AP

Информация о создании движения "из тех, кто участвовал в акции на Манежной, а также тех, кто нас поддерживает" появилась в интернете 20 декабря прошлого года. Организаторы завели аккаунты в популярных социальных сетях и объявили о проведении 11 числа каждого месяца "всенародных собраний" на Манежной площади. Несмотря на анонимность (как утверждалось, у движения нет лидеров и за ними никто не стоит), среди инициаторов данной акции угадывались тайные или действующие поклонники полковника Квачкова, задержанного как раз в 20-х числах прошлого года по подозрению в организации вооруженного мятежа. Так, организаторами акции 11 января были выдвинуты три требования (правда, не очень понятно к кому), среди которых было и требование "отпустить В.В. Квачкова". Да и в целом, тема Квачкова лидироваласреди предлагаемых на обсуждение в интернет-сообществе движения.

В националистической среде к Квачкову относятся хоть с уважением, но и он сам по себе, и учреждённое им "Народное ополчение имени Минина и Пожарского" - это, скорее, объект для незлых шуток, чем потенциальный центр сближения. Впрочем, и содержание Манифеста движения больше походило на творчество душевнобольного, чем на серьёзный документ. "Через несколько лет, когда нас соберется 500 тысяч человек, с нами уже ничего нельзя будет сделать - мы прямо на месте провозгласим народное правительство из самых известных и честных людей в стране на то время... Первых 50 командиров полиции и армии, которые перейдут на нашу сторону, народ назначит на важные должности в полиции и армии, и даст пожизненный оклад, в 10 раз выше, чем сегодня зарплата у Президента России... В будущем, когда придет известие, что в Москве установилась народная власть, народ занимает мэрию и прямо на месте или дает полномочия действующему мэру или избирает временного мэра из числа собравшихся, и тут же, из числа собравшихся формируется временный народный совет управления городом, из числа опытных людей назначается командир народной гвардии и начинается ее формирование" и т.д.

Не прошли мимо внимания участников декабрьских событий и распространяемые листовки к 11 января, где в числе как бы присоединившихся фигурировали логотипы не только ультраправых движений (в т.ч. "Народного ополчения", "Славянской силы", ДПНИ и почему-то "лимоновцев"), но также футбольных клубов ("Спартака", ЦСКА, "Зенита" и т.д.). Заметим, не фан-клубов вышеозначенных команд, а именно официальные логотипы последних. Да и, кроме того, лидеры фанатских группировок ещё в прошлом году заявили о своей непричастности к организации и участию в подобного рода сомнительных мероприятиях.

Что касается указанных политических движений, то на сайтах и форумах этих организаций не наблюдалось особого оживления в связи с предстоящей акцией. Проигнорировали "народный сход" и сторонники Эдуарда Лимонова, которых "декабристы" занесли в список "реальных противников режима".

Также по теме: Уроки толерантности

Фото: AP

Гибель члена одной из фанатских группировок Егора Свиридова стала, пусть и неожиданно, резонансным событием, на фоне которого активизировались лидеры и активисты ряда ультраправых движений. Однако события на Манежной площади 11 декабря 2010 года стали пиком активности протестных настроений националистически настроенной молодёжи. Последующие акции 15 декабря у ТЦ "Европейский" и 18 декабря у "Останкино" выглядели куда как менее масштабными. Градус публичной протестной активности стремился к нулю, что наглядно было продемонстрировано 11 января текущего года. С достаточно большой долей уверенности можно сказать, что существующие организации националистов и их лидеры оказались не способны возглавить, расширить и направить в нужное для себя русло стихийный протест. Но в то же время стоит констатировать, что обозначенный протестный потенциал есть, и нет никаких гарантий, что его не оседлает кто-либо ещё.

Автор Игорь Кулагин
Игорь Кулагин — бывший обозреватель Правды.Ру *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить