От скандала к скандалу: оппозиция снова хочет объединяться

"В борьбе за будущее России нужны мозги, а не яйца", - так ответствовал сатирик Виктор Шендерович на предложение о сотрудничестве с "Комитетом-2008" лидера запрещённой ныне Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. Тогда, в январе 2004 года, Лимонов предложил Гарри Каспарову и его соратникам следующую форму сотрудничества: "Комитет" выдвигает идеи, а НБП делегирует бойцов для их осуществления. Однако "комитетчики" от заманчивого предложения отказались. За прошедшие несколько лет ситуация изменилась и яйца оказались куда важнее серого вещества.

Объединяться на интеллектуальной основе, невзирая на политическую ориентацию, российская несистемная оппозиция начала давно. Точкой отсчёта послужил как раз 2004 год, когда была выбрана казавшаяся тогдашним революционерам-реформаторам далёкая и неизбежная как свет коммунизма цель - президентские выборы 2008 года.

"Демократы и политики хотят выжить до 2008 года", – примерно так сформулировала главную цель существования "Комитета-2008: свободный выбор" журналистка Юлия Латынина. Рассуждая о том, какой станет Россия после Путина, "комитетчики" 18 мая 2004 года опубликовали свои предложения по созданию коалиции на выборах в Государственную Думу в 2007 году и президентских выборах в 2008 году. При этом Владимир Рыжков предложил создать новую демократическую партию, "которая позволила бы изменить политику власти", а Гарри Каспаров заявил о намерении участвовать в президентских выборах.

В декабре этого же года по инициативе "Комитета-2008" был учреждён "Всероссийский гражданский конгресс", члены которого обещали "сделать все, чтобы в ближайшем будущем сменить власть в стране". И действительно, им удалось добиться смены власти. Правда не в стране, а в самом ВГК: разгул демократии и оппозиционной непримиримости между руководителями привели к развалу конгресса в начале 2008 года.

А до этого, летом 2005 года, прекратил своё существование и "Комитет-2008". На исторической конференции в июле 2005 года "комитетчики" объявили о том, что им не удалось создать единую партию, а Гарри Каспаров заявил, что "объединение без обновления никоим образом не приведет к улучшению результатов". Виктор Шендерович, представившийся как "ветеран-инвалид Комитета-2008", ещё более откровенно и наглядно оценил происходящее внутри организации: "Глядя на то, как ненавидят друг друга наши лидеры, чуть не стал сторонником Путина".

Гарри Каспаров, раньше всех оценивший всю бесперспективность проекта, в мае 2005 года учредил Объединённый гражданский фронт, взвалив на себя всю работу по объединению "несогласных". Риторика его при этом не изменилась. "Мы должны пытаться создавать любой ценой ситуацию, в которой через два-три года восстановится свободная политическая площадка, которая приведет к возрождению выборной демократии", – заявил он. При этом, в отличие от своих интеллектуально настроенных коллег, экс-шахматист оценил всю ценность "революционеров с яйцами", поставив одной из задач организацию массовых акций протеста по всей стране. Естественно, что карт-бланш был выдан Эдуарду Лимонову. Которому, кстати, многие и приписывают идею создания "Другой России", учредительная конференция которой состоялась в июле 2006 года.

По целевому содержанию "Другая Россия" мало чем отличалась от того же "Комитета-2008" или ОГФ. Участники конференции требовали "точной оценки и диагноза происходящего в стране", опираясь на которые можно "выработать свою повестку дня и свою программу, четко формулирующую принципы возврата России на демократические рельсы, восстановления конституционных норм и подлинного народовластия". При этом, "другороссы" сразу же заявили о первой победе, будучи уверены, что конференция "на этом этапе выполнила свою задачу", поскольку её участники "собрались вместе, независимо от разнообразия политических взглядов, пренебрегая историей борьбы и взаимных претензий".

Но первая победа оказалась последней, а дальнейшее существование "Другой России" сопровождалось цепью скандалов и взаимных претензий. К лету 2007 года из первоначального состава "Другой России" остались лишь ОГФ Каспарова и НБП Лимонова. Остальные, не выдержав яичного интеллекта Лимонова и оседавших где-то на полпути западных грантов, вернулись к выступлению в одиночных разрядах. Впрочем и "Другая Россия" не могла похвастаться единством мнений: Гарри Каспаров по-прежнему скромно назвал себя модератором, сосредоточившим в своих руках управление организацией, а Эдуард Лимонов ничтоже сумняшеся провозгласил себя председателем "ДР", объявив о создании на базе коалиции новой партии.

Потеряв "Другую Россию", Гарри Каспаров неожиданно вспомнил о "Всероссийском гражданском конгрессе", превратившемся в вотчину правозащитников во главе с тандемом Людмила Алексеева - Георгий Сатаров. Последние, недовольные политическими ангажементами Каспарова, в середине 2007 года вышли из состава "Другой России", а заодно попросили экс-шахматиста избавить их от своего присутствия в рамках ВГК. Но Каспаров совершенно не желал никуда удаляться, вынудив удалиться Алексееву и Ко. Что те и сделали, оставив лидеру ОГФ труху из громкого названия, но без человеческого и организационного ресурса.

Потеряв всё, что нажито непосильным трудом, традиционные "несогласные", к коим добавился "Союз правых сил", начали строить новые "коалиции".

В январе 2008 года Гарри Каспаров, Лев Пономарёв и иже с ними заговорили о создании некоего нового "фронта". По словам лидера ОГФ "определенные консультации ведутся" и к марту "сформируем ядро, которое сможет перейти к конкретным действиям". Чуть позже стало известно название - Национальная ассамблея. Целью новой организации станет создание в России альтернативного парламента, "площадки, где будут представлены разные политические силы", которые "будут создавать альтернативу нынешней власти".

Первое заседание нового "теневого кабинета" было назначено на 23 марта в Санкт-Петербурге. Практически одновременно с этим появилось известие о проведении там же конференции на тему "Новая повестка дня демократического движения в России". Её участники, в числе которых представители "Яблока", СПС, ОГФ, движения "За права человека" и др., намерены всё также конструктивно "противостоять тенденции превращения России в архаичную автократию", "наладив наконец сотрудничество всех, кому в нашей стране дороги ценности свободы и справедливости".

Но, согласно утверждённым традициям, объединение решили начать с взаимных упрёков. Григорий Явлинский заявил о том, что понятия не имеет о проведении данной конференции, а участие отдельных лидеров и региональных организаций "Яблока" в ней считает "неприемлемым и наносящим политический ущерб партии". "Каспаровцы" тут же обвинили Григория Алексеевича чуть ли не штрейкбрехерстве и попытке узурпировать демократические тенденции в собственной партии. А Эдуард Лимонов с позиции независимого наблюдателя и вовсе назвал "новую повестку" "борделем, в котором каждый захочет стать главнокомандующим".

В общем, за спорами об оппозиционной потенции на задний план ушло главное - кто, когда, а главное зачем будет создавать новую объединительную структуру. Ничего не слышно о составе участников "Национальной ассамблеи", кроме того что "проводятся консультации и переговоры". Манной небесной стал для организаторов конференции демократов арест лидера питерских "яблочников" Максима Резника. Сначала объявили о переносе сроков конференции с 22 марта на 6 апреля, а после того как г-н Резник угодил в кутузку за пьяную драку и вовсе поставили вопрос об отмене мероприятия, поскольку, по их мнению, Резник был председателем оргкомитета конференции, а без ничего провернуть невозможно.

Так что теперь знамя оппозиционного протеста придётся поднять, судя по всему, неувядающему Эдуарду Лимонову. Ведь если наблюдается дефицит ума, то пригодятся и яйца. Пусть и не первой свежести.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить