Политковская в мраморе и в эфире: день памяти или день PR?

Вокруг фигуры Анны Политковской разгорается очередной скандал. В годовщину гибели журналистки представители Объединенного гражданского фронта Гарри Каспарова установили на доме, где жила Политковская, мемориальную доску, чем поставили городские власти в крайне неудобное положение. Депутат Мосгордумы от фракции «Яблоко» Евгений Бунимович в интервью СМИ рассказал, что установка такого памятного знака и без того планировалась. Стремящийся к скандальности ОГФ ускорил события. В результате на доме, где жила журналистка, появилась незаконная мемориальная доска. Видимо, ее придется убрать. Похоже, на вызванный таким оборотом событий скандал и рассчитывают представители ОГФ.

Несистемная оппозиция активно делает из Анны Политковской российского Георгия Гонгадзе и в своих действиях переходит все этические границы. «Люди, которые делают себе имя на смерти другого человека, всегда были, есть и будут», – прокомментировал газете «Твой День» журналист Александр Политковский, посвященные памяти жены акции, организованные 7 октября «несогласными» в Москве. 

«За что ее убили, не знает никто. Надеюсь, следствию удастся это установить и без подобных резолюций», - подчеркнул он, имея в виду резолюцию митинга Касьянова, который собрал своих сторонников на Пушкинской площади.

Характерно, что родные Политковской не приняли участия в оппозиционных акциях, приуроченных ко дню ее смерти. Александр Политковский вместе с сыном и матерью Анны Степановны приехали на Троекуровское кладбище. Где, кстати, как и год назад, над могилой возвышается простой крест – никакого памятника, как будто специально для контраста с мрамором мемориальной доски на доме журналистки.

Трудно сказать, каких именно целей добивались представители Объединенного гражданского фронта, когда прикручивали к стене дома эту плиту. Депутат Мосгордумы от фракции «Яблоко» Евгений Бунимович, которого трудно заподозрить в антидемократических взглядах, рассказал в интервью «Национальному журналу», что «Яблоко» выступило с подобной инициативой еще год назад.

По его словам, есть «московский закон, в котором сказано, что мемориальную доску можно устанавливать только через пять лет после смерти человека...»

«Мы – законопослушны. И мы не сомневаемся, что такая доска будет официально установлена – это уже совершенно очевидно», - говорит Бунимович.

«Такую законодательную норму я считаю правильной, - подчеркивает депутат. - При всем том, что иногда хочется ее нарушить, по сути – это правильно. Только другое дело, что этот закон не надо нарушать тогда никогда».

В подтверждение своих слов представитель «Яблока» приводит ситуацию, сложившуюся после недавних столкновений в Таллине: «Там погиб какой-то наш парень, российский, и тут же захотели назвать его именем в Москве улицу, памятник поставить и так далее. Мне кажется правильно, что для увековечивания памяти есть такое время, чтобы через пять лет решить, надо это делать или не надо», - говорит он.

Незаконную мемориальную доску придется, видимо, демонтировать. Причем, очевидно, это вызовет бурю возмущения «несистемной» оппозиции. Собственно, призывы к дежурствам у мемориальной доски и рассуждения об акциях протеста против ее демонтажа в оппозиционных интернет-дневниках уже появились.

Похоже, на это и был расчет «несогласных» - спровоцировать очередной скандал. Этичность использования в этих целях имени погибшей журналистки их, видимо, не очень беспокоит.

Не упускает своего шанса «засветиться» и «Новая газета», которая провела на минувшей неделе до оторопи странную акцию – вновь, год спустя, включила сотовый телефон Анны Политковской. Попробуйте дать кому-то на денек попользоваться свим собственным мобильным телефоном, пусть даже близкому родственнику, и сразу станет ясно, насколько это личная вещь. Даже старнно, что «Новая» ограничилась только телефоном – нужно было запустить «аську», почитать электронную почту…  Создать полное ощущение, что Политковская вновь вышла на работу.

В действительности злых шутников с инфантильной этикой хватает. Но только «Новая» догадалась во всеуслышание объявить об этом со своих страниц. И это сильно настораживает. Все-таки какие-то тормоза должны присутствовать даже у демократических журналистов.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *