Политологи: Юрий Лужков находится в горячечном состоянии

Юрий Лужков продолжает общение с прессой. В интервью CNN бывший московский градоначальник подверг критике президента Медведева, заявил о наличии цензуры, а также о том, что в настоящее время демократии в России меньше, чем во времена Ельцина. Политологи, комментируя эти заявления, склонны видеть в них либо попытку самозащиты, либо "горячечное состояние".

В интервью американскому телеканалу Юрий Лужков рассказал о причинах своего увольнения. Они - в приближающихся выборах 2012 года. Кремлю на посту мэра столицы нужен человек из своих кругов. Дело в том, что Лужков, будучи градоначальником, был "самодостаточен и независим".

Это не устраивало Кремль. Есть только два кандидата, способных претендовать на пост президента России, заявил Лужков в интервью. Это Медведев и Путин. И оставалась вероятность, что мэр Москвы поддержит на выборах именно Владимира Путина.

Сам президент России, по словам бывшего столичного градоначальника, чувствует себя как человек, который не столько выиграл выборы, сколько был принят россиянами по рекомендации Путина. Люди будут верить в президента, только когда в стране реально произойдут улучшения, сказал Лужков, добавив, что пока их не наблюдается.

"Любая инициатива хороша, когда она приводит к фактическим результатам, чего пока не произошло", - сказал Юрий Лужков.

Касаясь вопросов демократии в России, экс-мэр заявил: "Это то, чем я обеспокоен больше всего. Сейчас у нас нет цензуры только в литературе и искусстве. У нас есть реальная цензура по телевидению. В печати официальной цензуры нет, но есть самоцензура". "Даже по сравнению с эпохой Ельцина мы, фактически, стали другой страной", - сказал Лужков.

"Я написал письмо президенту", - говорит в интервью экс-мэр. "В котором сказал, что свободе слова брошен серьезный вызов, так же как и другим фундаментальным демократическим принципам".

"Правда.Ру" обратилась к политологам с просьбой прокомментировать эти резкие заявления экс-мэра столицы.

Валерий Хомяков, генеральный директор Совета по национальной стратегии, в прошлом - член Федерального политсовета Союза правых сил:

"Честно говоря, я уже не первый раз ловлю себя на мысли, что мне последние несколько месяцев все сложнее комментировать высказывания Юрия Михайловича. В данном случае ситуация точно такая же. У него был вариант тихо, спокойно уйти на пенсию, или заниматься тем, куда он пошел работать - быть деканом в университете, где его друг Гавриил Попов является ректором... Ради бога! Опыт есть, огромнейший опыт. Можно передавать, обучать молодежь.

Фото: AP

Тем не менее почему-то появляются эти интервью. Сначала в журнале New Times, потом CNN. Не знаю... Может быть он понимает, или чувствует, что действительно скоро могут прийти и проверить те озвученные в прессе сведения - по поводу коррумпированности и т.д. И плюс последнее заявление Кудрина, где он сказал, что было очень много закрытых постановлений, связанных с передачей городских заказов тем или иным фирмам.

Я думаю, что Юрий Михайлович чувствует, что скоро следственный комитет, наверное, займется в том числе и этими вопросами - насколько все было законно или незаконно в ходе его деятельности.

То есть это некая самозащита - он жертва политических репрессий, политического преследования. Наверное, такая вот выбрана стратегия. На мой взгляд она весьма и весьма неудачна. Наверное, будет сложно доказать Юрию Михайловичу, что он в течение всех этих лет находясь у власти, был сторонником демократии.

Как-то вот не увязывается Юрий Михайлович с тем, что в Москве у нас демократия. Если посмотреть на систему власти, которая сложилась при нем в Москве, которую он сам выстроил, то она, мягко говоря, очень недемократична.

Можно вспомнить и прошлогодние выборы в Мосгордуму - весьма скандальные, можно вспомнить и разгоны "Маршей несогласных", от которых он вдруг почему-то открестился. Как-то политика двойного стандарта здесь явно проглядывает.

Нет, то, что он вдруг прозрел - это всегда хорошо. Даже если человеку 74 года и он вдруг прозревает... Но он мог бы прозреть и раньше. Мог бы прозреть тогда, когда менялась сама система выборности губернаторов. Ведь он ее поддержал. А потом сказал, что она плохая. Ну как так можно? Определиться нужно. Вы, Юрий Михайлович, с кем? Что ж вы тогда этого не говорили? Почему сейчас вдруг заговорили?

Юрий Михайлович, похоже, продолжает ковать свое поражение".

Андрей Пионтковский, политолог, публицист, директор Центра стратегических исследований:

"Трудно поверить, что московский градоначальник внезапно прозрел после своего увольнения. Это первое, что бросается в глаза.

Я бы разделил заявления из интервью Лужкова на две части. Первая, которая является банальностью - что у нас не все хорошо с демократией, что Медведев не чувствует себя полноценным лидером. Тут естественным образом возникает вопрос: в чем причина такого прозрения Лужкова? 20 лет он не замечал этих проблем? Кстати, наиболее жесткая реакция на митинги, демонстрации, пикеты, на конституционные права граждан, проявлялась как раз в Москве. Это просто смешно комментировать - скорость и глубину "прозрения" Лужкова.

Теперь вторая часть: утверждения мэра о причинах его увольнения якобы из-за возможной поддержки Путина на выборах 2012 года.

Это мания величия, которая у Лужкова проявляется последние полтора месяца, начиная со знаменитой статьи в "Московском комсомольце". Она была опубликована под псевдонимом, но позже Лужков прямо сказал - я не писал, но одобряю.

Там эта концепция и развивалась, причем даже еще более безумная - что в России назревает "оранжевая революция", которую готовит окружение Медведева, но есть возможность спасти Путина, основу нашей государственности. Только нужно соблюсти два условия: чтобы Ходорковский оставался в тюрьме до конца своих дней, а Лужков до конца своих дней - на посту мэра Москвы. Вот эту концепцию он и пытается продвигать.

Но давайте разберемся. Уволил его не Медведев. Это противоречит первой части его тезисов - о том, что Медведев не самостоятельная фигура. Да, Лужков вызывал раздражение Медведева, можно поразмышлять почему, хотя никаких серьезных причин для конфликта у них я не вижу. Но Путин не хотел увольнять Лужкова, и не смог бы Медведев без санкции Путина его уволить.

Но вот эта дурацкая статья - она уже не оставила Путину выбора. После этого защищать Лужкова - для Путина это означало согласиться с его концепцией! (смеется) Что он пропадет, что Путин пропадет без союза с Юрием Михайловичем Лужковым!

Столько же стоят и рассуждения Лужкова, что он великий союзник Путина, и без него теперь Медведев победит Путина.

В тяжелом состоянии, в горячечном состоянии находится мэр. Что тут можно еще сказать?"

Дмитрий Бадовский, заместитель генерального директора НИИ социальных систем МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат политических наук:

"Я думаю, что перед нами прежде всего "синдром отставки". Человек, который 20 лет руководил городом и играл определенную политическую роль, сейчас, оставшись и без работы, и без политической публичности, естественно ищет сейчас какие-то пути для того, чтобы выступать, напоминать о себе.

Понятно, что есть определенный интерес и со стороны СМИ, которые, в свою очередь, стремятся получить от него различные комментарии, и по возможности - как можно более сенсационные.

Мы же помним, что Лужков уходил на эмоциях. Можно вспомнить и его письмо, и заявления, что в отставку он не собирается. И наверное эти эмоции продолжают играть, они еще не остыли.

Что касается слов о демократии в России, что демократии стало меньше, чем во времена Ельцина... Ведь можно вспомнить еще и заявление, что основным вопросом политической деятельности Лужкова будет возвращение выборности губернаторов.

Здесь мы имеем дело с заявлениями, которые достаточно хорошо отражают взгляд на российскую политику регионального лидера. Причем, регионального лидера образца 90-х годов, и того типа политики, которая существовала тогда. А это всегда была политика торга региональных элит с Кремлем.

И это с точки зрения региональных лидеров, к которым по политическому типу относится Лужков, было самое хорошее время. Весь этот период торга, относительной слабости федеральной власти, возможности периодически диктовать свои условия.

И естественно, что в этом смысле те времена вспоминаются региональными элитами, региональными лидерами как время их политического могущества. Так что заявление Лужкова - оно в некотором смысле ностальгическое". 

Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить