Трудные выборы "Солидарности"

В минувшие выходные на закрытом заседании Политсовета движения "Солидарность" были приняты "эпохальные" решения, в очередной раз переворачивающие с ног на голову стратегию "несогласной" оппозиции.

Руководство движения пришло к выводу, что "непрофессионализм и авантюризм российских властей ускоренно ведут страну к неизбежной катастрофе", а потому на демократическую оппозицию ложится "особая ответственность".

"Мы можем и должны возглавить гражданское сопротивление авантюрной политике коррумпированной, непрофессиональной, нелегитимной власти", - говорится в принятом заявлении федерального Политсовета ОДД "Солидарность".

В частности, помимо традиционных "организации протестных акций с существенным повышением их массовости" и "постоянной агитационно-просветительской деятельности", предполагается активно "участвовать в региональных и местных выборах с целью как можно чаще давать открытый политический бой партии власти и демонстрировать политическую силу демократической оппозиции".

Демократы считают, что "хотя о массовых протестных настроениях в обществе говорить пока рано", "предпосылки для сопротивления растут", а "власти откровенно боятся "Солидарности" и видят в нашем движении своего главного стратегического оппонента".

В качестве доказательства своей состоятельности оппозиционеры приводят в пример кампанию Бориса Немцова в Сочи, а также сообщают об успехе ещё некоторых безымянных политиков, при поддержке движения "Солидарность" избранных в органы местного самоуправления.

"Теперь мы должны определить перспективные регионы, которые, действительно, могут дать нам положительный результат, в том числе и с точки зрения того, чтобы мы ярко заявили о себе", - заявляет исполнительный директор "Солидарности" Денис Билунов.

Похоже, что "Солидарность" всеми силами пытается смыть с себя клеймо маргиналов, застрявших (по собственной, кстати, инициативе) в сточной канаве уличного протеста. "...Произошло осмысление, что мы занимаемся реальной политической борьбой, а не сидим в подворотне с лозунгами,— считает член бюро "Солидарности" Владимир Милов. — Участие в выборах — это гораздо круче, чем устраивать "Марши несогласных" и драться с ОМОНом, поскольку люди понимают цели участия в выборах".

С одной стороны, по словам политолога Дмитрия Бадовского, участие в выборах стало для "Солидарности" запоздалым признанием реальности. "Пришло осознание того, что "марши несогласных" и т.п. акции не дали для радикальной оппозиции никакого эффекта, не привели к росту их популярности, укреплению политических позиций", - считает он.

"Ставка на уличный протест изначально признавалась сомнительной, поскольку такие стратегии могут давать эффект лишь при наличии в стране предреволюционной ситуации, а в России подобных условий не было", - отмечает замдиректора Института социальных систем МГУ им. Ломоносова.

С другой стороны, и сами оппозиционеры ничего не делали для того, чтобы эту самую ситуацию создать или же поддержать протестующих. Один из лидеров нынешней "Солидарности" Гарри Каспаров, начиная с 2005 года, с периодичностью в 5-6 месяцев выступает с прогнозами "роста протестных настроений в обществе", грядущего "раскола властных элит" и, соответственно, "скорого краха режима". Но когда в той или иной точке страны действительно начинал полыхать пожар социального протеста, оппозиционеры усаживались в позу роденовского «Мыслителя» и задавались извечным русским вопросом.

Пример тому недавние выступления в Пикалёво, когда демократы рассуждали о том, как вести себя "Солидарности": установить ли контакт с протестующими или же действовать по принципу "не навреди", то есть не вмешиваться. В итоге, пока судили да рядили, в ситуацию активно вмешались федеральные власти.

С подобным отношением к потенциальному электорату вряд ли оппозиционеры смогут добиться успеха и в формате выборов в местные органы власти. Максимум, на что может претендовать "Солидарность", так это на некий "пиар-выхлоп".

"Последние выборы в Сочи показали, что если очень грамотно и скандально устраивать предвыборные компании, то складывается иллюзия, что "Солидарность" - это мощная политическая сила", - считает президент Центра социальных и

Трудные выборы
Трудные выборы "Солидарности"
политических исследований "Аспект" Георгий Федоров.

"Где-то задача победить ставиться будет, где-то - и чаще всего - не будет. Но ставка на то, что такое участие в выборах даст довольно резонансные информационные поводы и как-то привлечет внимание - это будет максимально использоваться", - продолжает Дмитрий Бадовский.

Иллюзию сопротивления действующей власти демократы намерены совместить с "привлечением региональных денег" со стороны бизнесменов, "которые недовольны положением вещей и заинтересованы в том, чтобы в регион пришла оппозиция".

Подобную тактику, кстати, на последних выборах в Госдуму использовал Союз правых сил, взваливший на плечи регионального бизнеса предвыборные забавы своих лидеров и долги перед рядовыми агитаторами. Что далее произошло с СПС, всем известно, а отношение предпринимателей к лидерам "правых" очень ярко показывает опыт экс-председателя СПС Никиты Белых, который ныне в качестве губернатора Кировской области безуспешно пытается привлечь во вверенный ему регион частный бизнес.

Не исключено, впрочем, что "Солидарность" решила попросту заняться торговлей протестом, принимая заказы на политическое противодействие неугодному чиновнику со стороны мелких лавочников.

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить