"Японский протест" становится театром абсурда

Автомобилисты допротестовались. В прямом смысле слова. Волна санкционированных, не очень санкционированных и вовсе незаконных акций против повышения пошлин на подержанные иномарки, столь громко начавшаяся в декабре месяце, к началу января выродилась в малочисленные пикеты. На очереди театрализованные акции протеста. Далее, по законам жанра, автомобильный междусобойчик ждет маргинализация и забвение.

Очередная общероссийская акция протеста автомобилистов, состоявшаяся 8 января, собрала по всей стране в общей сложности две-три сотни человек. Проведение акции было заявлено во Владивостоке, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Благовещенске, Новороссийске, Чите, Иркутске и других городах. В Иркутске, к примеру, собралось около 30 протестующих. В Санкт-Петербурге - столько же (вместо заявленных 700 участников). Причем почти всех из собравшихся - местные активисты различного рода оппозиционных организаций: от каспаровского Объединенного гражданского фронта до сторонников Лимонова. Не исключено, впрочем, что некоторые из них тоже умеют водит автомобиль.

В Благовещенске «протестом автомобилистов» почему-то было названо мероприятие местного отделения компартии. Дабы ни у кого не возникло сомнений, кто «рулит» митингом, организаторы заранее позаботились о большом количестве красных знамен. 

В центре «народного гнева» – столице Приморья Владивостоке, жители которого якобы наиболее страдают от повышения пошлин на б/у японские авто, в мероприятии приняли участие около 40 человек. Не помогла даже моральная и дипломатическая помощь японских властей, обратившихся перед Новым годом к России с просьбой отменить постановление правительства.

Японские претензии понять легко. Япония махнула рукой на акции против повышения пошлин на иномарки. «Правительство Японии считает лучшим вариантом не приводить в действие нынешние меры, - цитируют представителя МИД страны восходящего солнца российские СМИ. - Мы полагаем, что движение в сторону протекционизма не соответствует позиции России, которая стремится к вступлению во Всемирную торговую организацию». Потери Японии из-за повышения ставок могут составить порядка $10 млрд.

Речь, таким образом, идет в первую очередь о защите японского авторынка. Собственно, об этом, объясняя необходимость повышения пошлин, говорили ранее и российские власти, искренне недоумевая, почему в период кризиса мы должны поддерживать рабочих японских, а не своих предприятий. Немного отстал от жизни наш восточный сосед и в вопросе стремления России в ВТО. Открывать свои рынки в период глобального финансового кризиса не самая умная политика.

Что же касается вступления в ВТО, которое давно стало предметом не торга, а шантажа со стороны Запада, то точка в этом вопросе была поставлена еще в августе месяце. В самый разгар грузино-югоосетинского конфликта, когда вновь был использован этот политический рычаг, Россия заявила о фактической приостановке переговоров по ВТО. В нынешней же ситуации, когда все новые и новые протекционистские меры требуются для борьбы с кризисом, возвращаться к старому вопросу и вовсе нелогично.

Очевидно, поняв бесперспективность дальнейшего нагнетания ситуации вокруг пошлин, а также отсутствие фактических рычагов давления на Россию, японская сторона тему больше не поднимала. Телеканалы нашего восточного соседа, с радостью рассказывавшие об акциях протеста во Владивостоке 14 и 21 декабря, утратили к текущим событиям всякий интерес. В конце концов, в Японии есть темы поинтереснее, их кризис тоже не миновал.

И сами акции протеста сильно сдали. Вместо единого протестного фронта – десятки активистов и внутренний раскол. Например, движение автомобилистов «Свобода выбора» отказалось участвовать в протестах 8-го января. «Участвовать в этом мероприятии, где смешано много лозунгов, от экономических до политических, мы считаем нецелесообразным», - заявил в эфире «Эха Москвы» лидер движения Вячеслав Лысаков. Как он выразился, «мы не хотим быть ингредиентами этого винегрета».

Тем не менее, уже на 10 января во Владивостоке запланирована новая акция протеста. На этот раз уже не в виде митинга или демонстрации, и даже не в виде автопробега, а в виде… «оранжевой свадьбы». По задумке организаторов, это поможет избежать конфликтов с правоохранительными органами – в ЗАГСЕ состоится реальное бракосочетание, причем, невеста во всеуслышание заявит, что оранжевый цвет – ее любимый. После чего «свадебный кортеж» под оранжевыми флагами и с оранжевыми ленточками, отправится колесить по городу. Оппозиционные издания с радостью отмечают, что «вместе с участниками свадебного кортежа будут «кататься» корреспонденты РЕН-ТВ».

Причем, организатор акций протеста автомобилистов, глава московского представительства Федерации автомобилистов России Сергей Канаев в интервью Politonline.ru довольно прагматично обрисовал ситуацию. Да, признался он, это будет «митинг на колесах», да, будут лозунги вроде «Правительство в отставку!». «Только надо понимать, что эти лозунги - просто провокация для привлечения внимания власти. Нам не нужны отставки, мы этим хотим обратить внимание», - отметил он.

Высказался Сергей Канаев и по поводу самой проблемы подержанных японских иномарок. Организатор акций протеста согласился, что широко используемая на Дальнем Востоке «страшилка», будто автомобилистов собираются пересадить на ВАЗ-ГАЗ, а не на другую продукцию российского актопрома, вроде тех же Ford’ов - это умышленная провокация. «Да, действительно, - сказал он в интервью, - это страшилка, лукавство - когда пугают людей «пересаживанием на Жигуляи».

Подготовка к театрализованной «оранжевой свадьбе», тем временем, идет полным ходом. Однако, судя по массовости акций протеста, состоявшихся в четверг, и по откровениям организаторов этого действа, вряд ли ее ждет широкий общественный резонанс. Скорее рубрики курьезов в региональных СМИ.

Протест, не продлившись и месяца, выдохся. Это, конечно, не отменяет отдельных проявлений - пикетов или спектаклей, вроде той же свадьбы. Но от того, что она названа «оранжевой» (кстати, Канаев соглашается, что это «явная аллюзия на «оранжевую революцию», «чистый пиар-ход») не делает ее ближе к революции, не добавляет к ней  симпатий общественности.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить