Телевизор вне конкуренции

Телевидение остается основным источником политической информации для жителей России. Вторым источником является печатная пресса. Однако ее значение падает. Таковы результаты опроса, проведенного специалистами Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Согласно данным опроса, который был проведен 12-13 марта в 46 российских регионах, телевидение является основным источником политической информации для 80-82 процентов жителей нашей страны. Как отмечают социологи, этот показатель стабилен и достиг максимального значения. Остальные источники постепенно теряют свое влияние. Так, значение печатной прессы за 12 лет наблюдений упало с 59 до 44 процентов. Радио в качестве одного из основных источников получения информации назвали 36 процентов опрошенных, тогда как в 1999 году - 49 процентов.

Наименее популярны стали встречи с кандидатами на различные выборные должности - с 45 до 17 процентов. Мало востребованы такие каналы, как агитаторы, листовки, наружная реклама (по шесть-семь процентов). Однако нужно учитывать, что к этим источникам информации резко растет интерес во время предвыборных кампаний.

Однако есть один источник, где, в отличие от всех остальных, наблюдается стабильный рост. Это интернет. В данном случае речь идет о результатах наблюдений, которые ведутся с 2007 года. Так вот, согласно этим данным, в качестве источника информации интернет назвали 47 процентов опрошенных. Тогда как четыре года назад - 29 процентов.

Вместе с тем социологи отмечают, что за последние шесть лет интерес у жителей России к политике снизился - с 48 (в 2005-м) до 39 процентов (в 2011 году). Число тех, кто не уделяет ей внимание, за это же время увеличилось с 50 до 59 процентов.

Более всего политикой интересуются люди предпенсионного и пенсионного возрастов, высокообразованное население, жители Москвы и Петербурга, а также сторонники непарламентских партий и "Справедливой России".

Менее всего интересуются политикой жители России в возрасте до 45 лет, малообразованные, а также жители сельской местности.

Разговоры о политике, по наблюдениям россиян, стали звучать в их окружении реже. За последние шесть лет число таковых сократилось с 69 до 60 процентов. В то же время те, кто такие разговоры слышит, стали активнее в них участвовать. Об этом заявили 46 процентов участников опроса (тогда как четыре года назад - 41 процент).

Наиболее активны в таких беседах опять же люди старшего возраста, высокообразованные и жители городов. Разговоры на политическую тему не представляют интереса для молодежи, малообразованных людей, а также для москвичей и петербуржцев (даже несмотря на то, что жители этих городов более всего интересуются политикой как таковой).

Опрос, проведенный ВЦИОМ, еще раз подтвердил, что телевидение в России по-прежнему остается главным источником политической информации. Вместе с тем значительно возросла роль интернета. И если телевидение, судя по всему, достигло в этом смысле своего потолка, то для интернет-среды возможности роста отнюдь не исчерпаны.

Что же касается тех, кто "интересуется/не интересуется" политикой, то наиболее заметны результаты падения (или роста) среди тех, кто дает однозначно утвердительные ответы. Например, число тех, кто заявил о том, что интересуется политикой в 2005 году, было 12 процентов, в 2007-м - семь процентов и столько же в 2011-м. Тех, кто дал отрицательный ответ, в 2005-м было 14 процентов, в 2007-м - 19 и в 2011-м - 20 процентов.

Число же тех, кто "скорее, интересуется/не интересуется" остается на протяжении последних шести лет относительно стабильным. Показатель интересующихся политикой время от времени за последние шесть лет упал с 36 до 32 процентов. А тех, кто "скорее, интересуется", вырос с 36 до 39 процентов. То есть, по сути, не вышел за пределы статистической погрешности, которая в исследованиях ВЦИОМ составляет 3,4 процента от общего числа участников опроса.

Автор Антон Куликов
Антон Владимирович Куликов — журналист, обозреватель Правды.Ру
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить