Дырка от "Яндекса"

Министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев считает, что основная причина утечек связана не с действиями хакеров, а со слабой защитой информации, то есть в результате действий сотрудников самих компаний, которые обрабатывают персональные данные.

В феврале этого года блогер Алексей Навальный объявил о начале сбора пожертвований на антикоррупционный проект "Роспил". А в первых числах мая несколько перечисливших деньги блогеров заявили, что им звонила девушка по имени Юлия и с пристрастием допрашивала о причинах участия в "Роспиле". Спустя некоторое время уже другие блогеры "опознали" в любознательной девушке активистку движения "Наши". А вскоре сам Навальный сообщил, что такие сообщения от спонсоров стали приходить к ним около месяца назад. "Мы удивились, потому что даже у нас нет телефонов жертвователей - максимум номер счета, и обратились к "Яндекс.Деньги", - рассказывает Навальный. - Те сообщили, что информация о переводах на кошелек "Роспила" была предоставлена по запросу ФСБ". В итоге оппозиционная блогосфера сделала вывод: ФСБ предоставила "Нашим" список электронных кошельков жертвователей.

С участием во всей этой истории движения "Наши", впрочем, разобрались довольно быстро. Как выяснилось, единственным объединяющим фактором между девушкой, звонившей спонсорам "Роспила", и воронежским комиссаром "Наших" стало имя - Юля. Все остальное - следствие домыслов и предположений со стороны доморощенных шерлоковхолмсов, исходящих из принципа "ищи, кому выгодно". Они и посчитали, что обзвон потенциальных поклонников Навального выгоден именно "Нашим". Правда, не очень понятно, с какой целью. По крайней мере, пока положительные дивиденды с этого скандала получает исключительно инициатор "Роспила", а "Нашим" приходится говорить о своей непричастности.

"Официально заявляем, что "Наши" не имеют отношения к произошедшему, - заявила пресс-секретарь движения Кристина Потупчик. - Тем не менее мы по-прежнему считаем, что есть все основания полагать, что сбор средств на проект "Роспил" был имитацией. И для того, чтобы скрыть этот факт, а также привлечь дополнительное внимание к своему не очень удачному проекту, Навальный и его сторонники придумали скандальную историю с обзвоном своих спонсоров".

Так или иначе, но проблема (если, конечно, она не является выдумкой) осталась. И решать ее надо. И государству, и компаниям, предоставляющим подобного рода услуги.

Фото: AP

Как заявил "Известиям" министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, основная причина утечек связана не с действиями хакеров, а со слабой защитой информации. То есть утечки возможны в результате действий сотрудников самих компаний, которые обрабатывают персональные данные. "Законодательство, конечно, защищает права субъекта, но если ваши данные стали кому-то известны, то практически всегда в результате преступления, то есть кражи. Утечки уходят из незащищенной системы, оттуда, где нарушено применение закона по защите персональных данных. Вы сами прекрасно понимаете: большая часть утечек данных происходит не в результате вмешательства хакеров извне, а в результате действий сотрудников собственно там, в самих компаниях, которые обрабатывают персональные данные. Ведь во многих местах в нашей стране можно приобрести диски CD с записанными на них базами данных", - считает Игорь Щеголев.

Государство, по словам министра, предпринимает определенные шаги в борьбе с этим неприятным явлением. "Со своей стороны мы разрабатываем технические условия, согласно которым все государственные информационные системы обязаны соответствовать определенным правилам и требованиям именно по обеспечению своей внутренней информационной безопасности", - заявил он, пояснив, что внесенные на рассмотрение в Госдуму поправки к закону "О персональных данных" предлагают прагматичный подход к защите персональных данных: "В зависимости от ситуации и пользователей требования к защите персональных данных меняются. То есть в переписке с друзьями используется более простой уровень защиты, а в переписке с госорганами - более сложный", - отметил он.

Вместе с тем Игорь Щеголев предложил пользователям сетей "меньше светить" свои данные. "Строго говоря, многие современные информационные системы коммерчески ориентированы на то, чтобы как можно больше узнать о пользователях и потом "продать" эти знания рекламодателям", - сказал он, заметив, что "есть ли секрет в ФИО, номере телефона и адресе - каждый должен решать сам, для каждого конкретного ресурса и абсолютно осознанно". Поэтому, "каждый волен решать за себя сам", помня, "что один раз написанное электронным пером уже нельзя будет вырубить никаким топором". "И общая задача регулятора, законодателей и пользователей как раз заключается в том, чтобы указать коммерсантам четкие границы, за которые нельзя переступать. В любом случае пользователь вправе знать, какие данные о нем и как используются. Но важно и самому внимательно читать лицензионные и пользовательские соглашения, в том числе те пункты, которые набраны самым мелким шрифтом", - подчеркнул министр.

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *