Повязанные ленточкой

Принес домой черно-желтую «георгиевскую» ленточку, которую мне сунули на перекрестке,  и  решил протестировать домашних на предмет ассоциативных восприятий. Жена, воспитанная в суровых традициях моряцкой семьи, ехидно заметила, что в комплекте должна выдаваться также и бескозырка. Дочь-тинейджер (прежде чем отгородиться от мира наушниками плейера) изрекла: «БиЛайн». Что называется, попадание в яблочко! Мы с супругой, видно, уже выбыли из целевой аудитории мобильных связей…

В прошлом году, в канун 60-летнего юбилея Победы, я не решился писать об этой, с позволения сказать, «патриотической» инициативе. По-моему, всем было понятно, что страна отдает юбилею последнюю громкую дань памяти.  На стилизованных под полуторки грузовиках с ветеранами, не имевшими сил для пешего марша, Победа удалялась от нас в Историю. На этой щемящей душу ноте любые переборы простительны.

Тогда ленточкой, а то и георгиевским бантом грешили все федеральные телеканалы, не убирая логотип даже в рекламных паузах, и многие СМИ оттянулись по полной на «гвардейских памперсах». Но что было – то было. Решили бойкие ребята пошустрить на волне всенародной памяти – проехали, как говорится. Ан нет! Решили крутануть «динамо» и в этом году.

 «Ленточка, ставшая символом акции, - утверждают ее авторы, -  не является, безусловно, повторением Георгиевской ленты. Это скорее реплика, ассоциация с известным биколором, который остается символом славы, доблести и победы на протяжении нескольких веков». Но это же бред, господа, из одного ряда с легкой формой беременности. То же чередование цветов, те же пропорции – какая, к черту, реплика? Вся разница, что лента не муаровая, а пластиковая. Но и то, видимо, не без умысла. Муар орденских лент что у солдатской «Славы», что с св. Георгия десятилетиями и даже веками выдерживает заданный колер. А «реплика» от РИА «Новости» с партнерами, особенно привязанная к автомобильной антенне, уже через неделю-полторы выгорает до искомой черно-лимонной палитры. Какая, право, находчивость!

Промоутеры акции «Повяжи…» советовали именно привязывать символ славы, доблести и победы  - на антенны авто, а пешеходам – на руку, на сумку… А девицы под пивными парами нередко повязывали ленту и на лодыжку, волоча по грязи  мостовой «реплику»  на Военный орден Св. Великомученика и Победоносца Георгия, высшую воинскую награду России с 1769 года…

В этом году, в отличие от прошлого, у РИА «Новости» хватило такта (или подсказали?) убрать с ленты свой логотип. Но свято место не пустует – теперь там болтается электронный адрес устроителей акции. С указанием всех фигурантов. Креатором значится бывший коммерческий директор РИАН Вадим Кудасов, который с прошлого года так «забурел», что создал уже собственный PR-бизнес.  Кроме стреноженного коммерческими обязательствами государственного информационного агентства, в акции сотрудничают малоизвестная «Студенческая община» и «Евросеть».

Один из лидеров на рынке продаж мобильных телефонов осенью прошлого года засветился в скандале. Общество по защите прав потребителей в области связи и коммуникаций  заявило о намерении обратиться   в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с жалобой на действия «Евросети» и «Вымпелкома» - торговая марка «Би-Лайн» По мнению общества, между этими компаниями существует специальное соглашение, по которому клиентам «Евросети» «навязываются» услуги «БиЛайна».  Председатель совета Общества Фарид Ратавин утверждал,  что «продавцы «Евросети» постоянно расхваливали тарифы «Билайна» и настойчиво рекомендовали стать абонентом этого оператора. Если человек пытался расспросить про услуги других операторов и подписаться на них, то продавцы убеждали, что «БиЛайн» — лучше». Летом общество в течение нескольких дней анкетировало людей, выходящих из салонов «Евросети». По словам Ратавина, были опрошены 50 человек, из которых 20 сообщили, что им «навязывали» продукты «БиЛайна».   «Вымпелком» тогда заявил, что право свободного выбора гарантировано наличием продуктов других операторов в салонах связи «Евросеть».

У этих двух компаний нелегкая история взаимоотношений.  «Вымпелком»  осенью 2002 года  разорвал   контракт с «Евросетью» и намеревался по суду востребовать $18 млн ущерба.  Дилеры в Иванове и Туле  призывали абонентов выбросить синие sim-карты (как у «БиЛайна») и перейти на МТС.  В апреле 2004 года  стороны подписали мировое соглашение, по которому «Евросеть» обязалась «обеспечивать предоставление положительных рекомендаций со стороны персонала своих торговых представительств в отношении предлагаемых «Вымпелкомом» продуктов и услуг».

На фоне дальнейшего развития событий с ленточками ряд бизнес-аналитиков склонился к выводу, что судебная тяжба была отвлекающим маневром накануне  «желто-черного» ребрендинга. Якобы, поставив на символику пчелиной раскраски новой trade mark, оператор сотовой связи сразу взял прицел на циклический сезонный  промоушн путем сравнительно малозатратной массовой уличной акции.  Свои суждения наблюдатели строят на географии акции «Георгиевская ленточка» - она затрагивает только крупные города в зоне действия лицензии «БиЛайн», совершенно не затрагивая Восточную Сибирь и Дальний Восток, куда «пчела» еще не долетела.

Самое время разобраться, как же выглядит эта ленточка в правовом пространстве. Безусловно, это «косуха» - косвенная скрытая реклама. Вариант пресловутого «25-го кадра»,  то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание.  То есть -  прямое нарушение ст. 9 Закона о рекламе в редакции 2006 года. Разумеется, подобное обвинение требует аргументированного обоснования и серьезных медико-психологических экспертиз. Насколько известно, желающие взяться за это многотрудное дело уже наличествуют.

Гораздо более очевидное нарушение того же закона, но ст. 6 – недопустимость использования в рекламе  «официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), … объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». Здесь  разобраться с   «ассоциациями» куда как проще, чем, видимо, и объясняется авторская скромность РИАН в сезоне-2006.  Трудно сказать, гладки ли взятки с «Евросети», тут есть свобода для адвокатского творчества, а вот «пчеловодам» - если придется дитятю перелицовывать – не позавидуешь. И ссылки на то, что де советская гвардейская символика другой цветовой гаммы,  не пройдут. Императорский св. Георгий, он как раз с лимонной «кислинкой» - один-в-один палитра «Вымпелкома». Культурное, понимаешь, наследие…

А покуда мы снова встречаем праздник Победы  коммерческой лентой-биколором. По которой ползала пчела.

Михаил Вознесенский

Автор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *