Вопросы национализма и либеральной пропаганды

Не только в истории России и Советского Союза - как выясняется, и в новейшей истории нашей страны многие вопросы поставлены с ног на голову. Не так давно по телевидению прозвучала мысль: перестройка "вернула русскому народу национальное самосознание". Но так ли это? В этом разбирался обозреватель Дмитрий Лысков.

На ТВ уже давно идет программа "Суд времени". По наиболее резонансным вопросам новейшей истории в ней дискутируют писатель Леонид Млечин и политолог Сергей Кургинян. И вот на "Суд" был вынесен очередной острый вопрос: "Перестройка: выход из тупика или катастрофа"?

Долго ломались копья по вопросам экономики, политики и госстроительства. Наконец очередь дошла до идеологии. Леонид Млечин заявил (цитата): "Я понимаю, когда перестройкой страшно недовольны, скажем так, партийные догматики. Но, скажем, люди, считающие себя русскими патриотами... Не должны ли они быть страшно благодарны перестройке? Ведь только она вернула русскому народу национальное самосознание, что было под запретом в правящей идеологии, вернула подлинную историю России и русского народа... Разве этого всего... недостаточно, чтобы оценить перестройку?" (выд. - Д.Л.)

И оппоненты не нашлись, что возразить Млечину по существу.

А ведь он использовал запрещенный "в приличном обществе" прием - апелляцию к русскому национализму. Нужно особо отметить, что либеральная команда, с одной стороны, активно табуирует обсуждение вопросов в подобном ключе. С другой - с удовольствием эту тему использует к собственной выгоде, и к смущению и замешательству собеседников. С третьей - сама является проводником этой самой темы, уверяя, что "перестройка (распад СССР, крушение коммунизма, реформы и т.д.) вернули русскому народу национальное самосознание".

И как ведь причудлива эта игра ума и игра умами! Ведь многие, возможно, еще помнят(?), что перестройка проходила под совсем другими лозунгами? Повсеместно утверждалось, что русский народ угнетает народы национальных окраин. К примеру, в самом начале этого процесса, в 1986-87 годах, по Узбекской ССР ходили такие анекдоты: "Встретились в пустыне русский и узбек: давай воду поделим? Давай. А как делить будем? Русский говорит: "Давай по-братски". И взмолился узбек: "Нет, лучше поровну!"

Подразумевалось, что русский, как старший брат, заберет себе большую часть воды.

И из таких анекдотов - дальше-больше - вырастили в национальных республиках радикальный национализм. В ряде регионов - и не только СССР, но и РСФСР - современной России - прошли этнические чистки. "Русскоязычного", как принято выражаться, населения.

Фото: AP

Да вспомним хоть первую чеченскую кампанию. О чем непрерывно твердил "правозащитный десант", не вылезавший из республики? Ведь о вековом угнетении свободолюбивого чеченского народа русскими. Почему и следовало "отказаться от имперских амбиций", "оставить Чечню в покое". Неужели об этом уже забыли?

И неужели этнические чистки, грабежи, массовые убийства и изнасилования русских в национальных республиках и являются, по Млечину, "возвращением русскому народу национального самосознания"?

Если уж на то пошло, в национальных республиках в перестройку "национальное самосознание" (подчас в самом порочном смысле этого понятия) действительно возродили. А вот в России, как это, возможно, ни больно осознавать современным русским националистам, напротив - всеми силами подавляли. Методами пропаганды, путем разрушения культурно-ценностных матриц, массовым спаиванием населения "слабоалкогольными напитками", - и далее, вплоть до рекламы "тампаксов".

Могут возразить, что ведь в Советском Союзе национальное самосознание действительно подавлялось официальной идеологией интернационализма. Допустим, что это так (хоть, конечно, подавлялось не национальное самосознание; подавлялся агрессивный национализм - и не только среди русского народа, но и среди всех народов СССР). Но что - с перестройкой, с "демократизацией", развалом СССР и "рыночными реформами" произошли качественные положительные изменения в этой сфере?

Ведь с самого начала "реформ", на фоне продолжающегося и поощряемого роста периферийного национализма, шла непрерывная борьба с "красно-коричневыми", с "русским фашизмом", "национализмом", "исконным русским антисемитизмом" и так далее и тому подобное.

И ведь в подавляющем большинстве случаев под этим понимались не какие-то подпольные группировки - просто носители традиционных ценностей. Причем тех самых традиционных ценностей, что были общепризнанны в СССР. Отнюдь не в дореволюционной России, и не при Иване Грозном.

Ведь надо же отдавать себе отчет: "реформаторы", идя войной на русский национализм, боролись именно с наследием ненавистного им "совка". Они куда лучше самих националистов поняли суть проблемы. И именно благодаря такому пониманию сумели постфактум провернуть одну из крупнейших идеологических афер века - с одной стороны загнать русский национализм в гетто как носителя традиционных ценностей "совка", а с другой - и одновременно! - противопоставить его Советскому периоду нашей истории.

Но разве не повторяется на наших глазах давний спор западников и славянофилов? И разве не западническая парадигма, которая была представлена абсолютным меньшинством в СССР уже 30-х годов, вырвавшись в конце 80-х - начале 90-х на волю, полностью главенствует сегодня в России?

И сегодня русские националисты клеймят ненавистный "совок" за подавление русской национальной идеи. В реальности, как мы видим, поддакивая западнику Млечину - да, мол, перестройка и развал СССР "вернули русскому народу национальное самосознание".

Абсурд? Нет, дезориентация. В идеологии и истории страны.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить