Омбудсмен "от лукавого"

Несанкционированный митинг, проведенный представителями правозащитных и оппозиционных политических организаций 31 мая на Триумфальной площади в Москве, завершился многочисленными задержаниями его участников и поставил перед экспертами и общественностью ряд вопросов. Может ли милиция игнорировать провокации митингующих, почему организаторы противозаконного мероприятия слагают с себя всякую ответственность за последствия и чем должен руководствоваться правозащитник при оценке случившегося.

С одной стороны, ничего неожиданного 31 мая не произошло. Организаторы митинга в защиту 31-й статьи Конституции РФ предсказуемо отказались от всяких переговоров с властями по вопросу организации акции, призывая своих сторонникам выйти на площадь, несмотря на запрет. Те не только вышли, но ещё и в свою очередь отказались подчиниться требованиям сотрудников милиции, что и повлекло за собой задержания наиболее активных оппозиционеров. В общем, всё как обычно. Удивило другое: реакция некоторых правозащитников.

Одна из непосредственных организаторов митинга, глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева на пресс-конференции в "Интерфаксе" заявила, не несёт никакой ответственности за действия оппозиционеров на Триумфальной. "Мы инициируем людей на выход на площадь, нас не задерживают, а их задерживают. Но я не принимаю этих упреков, на мероприятия выходят совершеннолетние, которые во всем отдают себе отчет", — пояснила она. Позиция более чем странная. Тем более для человека, профессиональной занимающегося правозащитной деятельностью.

Но ещё более странным выглядело поведение уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина. Если политическое кредо Людмилы Михайловны давно всем известно, а потому её выступления исключительно на стороне несистемной оппозиции объяснимы, то резкие выпады Лукина в сторону власти и правоохранительных органов (омбудсмен назвал действия милиции "грубыми" и "неадекватными", а потому "приостановил" своё сотрудничестве с МВД, "пока они не осознают свои неправильные действия и не расскажут гражданам, и мне в том числе, почему такие эксцессы произошли") вызвали удивление со стороны правозащитного сообщества.

Фото: AP

"У г-на Лукина, надо отдать ему должное, есть одна, не изменяемая с годами традиция: он осуществляет выборочную борьбу за права граждан, чётко выделяя симпатичных ему персонажей, с которыми он солидарен", — считает председатель правозащитного движения "Сопротивление" Ольга Костина, критикуя российского омбудсмена за то, что "там, где речь идёт о политических деятелях, которые ему симпатичны или с которыми он солидарен — там Лукин на белом коне. Там же, где каждый день происходят события, касающиеся нарушения прав человека в России, но не затрагивающие интересов его идейных соратников, там его днём с огнём не сыщешь".

Читайте также: Алексееву не задержали, "и это нормально"

Вполне возможно, что на содержание заявлений Лукина повлияло его оппозиционно-"яблочное" прошлое и подсознательное (?) желание помочь своим былым соратникам. Однако сейчас Лукин занимает должность, не предполагающую проявления своих тайных ли, явных ли политических симпатий и антипатий.

"Милиция на митинге выполняла свою работу. Она забирала тех людей, которые перекрывали движение. После того, как милиционеру брызнули в лицо кислотой, после того, как запалили дымовые шашки и файера — ровно в тот момент милиция выполнила свой долг и задержала "несогласных", задержала этих провокаторов. Поэтому действия Лукина мне кажутся некорректными для человека, который занимает столь высокий пост и занимается правами человека, — комментирует член комиссии Общественной палаты по межнациональным отношениям и свободе совести Андрей Татаринов. — Уполномоченный по правам человека должен находиться над схваткой. Смотреть на общую ситуацию, а не быть ангажированным одной из сторон".

"…Задача правозащитников, борясь за свои права, не нарушать права других, не нарушать закон, — считает вице-президент Общероссийского союза юристов Владислав Гриб. — На Триумфальной свою акцию проводили доноры. Так вот: не должно быть у нас приоритетов правозащитников перед донорами". Исходя из этого, В. Гриб считает заявления Лукина политическими. "Уполномоченный по правам человека должен защищать права каждого человека, вне зависимости от его политических или иных предпочтений", — подчеркнул он.

Владислав Гриб выразил при этом опасение, что однозначно становясь на чью-либо сторону, высока вероятность спровоцировать активистов других политизированных объединений на противоправные действия. "…Теперь многие, в том числе и молодёжные экстремисты, будут оправдывать свои действия, ссылаясь на поддержку Лукина. То есть очень важно быть этичным, чтобы не оправдываться потом в том духе, что его не так поняли", — пояснил он свою позицию. "Я считаю, что надо разобраться, получить материал, выслушать аргументацию всех сторон — и только тогда делать выводы. Поэтому я бы предостерег многих наших политиков вставать на чью-либо сторону", — добавил он.

Фото: AP

"Я бы не стал преждевременно занимать ту или иную сторону", — соглашается адвокат, член Общественной палаты РФ Анатолий Кучерена, предлагающий дождаться результатов расследования, после которого и делать соответствующие выводы. "Поэтому я бы попросил всех политиков и общественных деятелей: пока не закончится проверка, не давать никаких комментариев ни в ту, ни в другую сторону, если мы хотим объективности", — заявил Анатолий Кучерена.

Ольга Костина обращает внимание на несоответствие возможностей российского омбудсмена и прозвучавшим с его стороны претензиям. "У г-на Лукина есть серьёзный аппарат, в котором есть юристы и правоведы. Он общается с первыми лицами государства, выступает в Государственной думе. И я не вижу никаких препятствий, в таком случае, к тому, чтобы, скажем, попробовать изменить законодательство, которое приводит к столкновениям граждан с правоохранительными органами, как произошло 31 мая", — говорит она, подчёркивая при этом, что Лукин как раз "этого не делает".

Наверное, всё же надо поблагодарить "несогласных" за то что они спровоцировали на ответные действия не только милицию (это как раз уже стало их фирменным стилем), но и общественную дискуссию вокруг проблемы взаимоотношений правозащитников и несистемных оппозиционеров. "Неприятно, что к оппозиции стремятся примкнуть радикально настроенные организации, поступает информация о хулиганских выходках. Естественно, милиция не может не реагировать на это. На Западе за такие проступки меры были бы намного жестче", — говорит директор Московского бюро по правам человека Александр Брод.

В этих условиях, как отмечает правозащитник, и российскому омбудсмену Владимиру Лукину, и международным наблюдателям, и журналистам при оценке ситуации необходимо "проявлять предельную объективность, подходить непредвзято и неодносторонне, с учетом интересов и прав жителей Москвы".

Читайте самое интересное в разделе "Политика"

Автор Лев Правдин
*
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить