Кино про "Войну"

Каждый "Марш несогласных" это, в первую очередь, медийная кампания, этакий постмодернизм от политики, когда важна не сама акция, и даже не ее требования, а произведенный с ее помощью внешний эффект. Если бы эффект можно было получить просто так, протестные мероприятия утратили бы всякий смысл. К счастью, пока виртуальная среда не настолько развита, чтобы выдавать за реальность несуществующее событие.

Хотя современное информационное общество делает на этом пути решительные шаги. Никогда нет уверенности, что отражение событий в новостях соответствует тому, что реально происходит на улице.

Картинка, на которой злой ОМОН запихивает участников шествия в автозаки, гораздо важнее целей этого шествия. А значит картинка превалирует. О целях, подчас, не сообщается вовсе, зато подчеркивается главный тезис: злая власть силой подавила совершенно мирную акцию протеста.

Читателю сложно ассоциировать себя с безликой массой. По законам жанра выделяются главные герои, сочувствовать порыву или страданиям которых призывают зрителя. В идеале это старики, женщины, дети. В Тбилиси-89 беременная женщина бежала от десантника. Символом киевского Майдана стада баба Параска. В Москве на Триумфальной площади ОМОН срывал у ветерана боевые ордена.

В Санкт-Петербурге 31 марта милиция избила активистов арт-группы "Война" и отобрала у них ребенка.

На самом деле это кино, и эти приемы хорошо известны хотя бы по западным фильмам-катастрофам или военным драмам. В этом ряду прямо таки архитепическими являются американские картины на тему балканского конфликта. Герой спасает младенца (старика, беременную женщину) от злых сил, которые весь фильм старательно демонстрируют, насколько же они порочны.

У Дины Рубиной отлично описана беседа двух сценаристов: "Камера наезжает, наезжает... Глаза героини крупным планом, выкатывается невинная подростковая слеза... Штука беспроигрышная, в смысле воздействия на рядового зрителя, если умело наехать. Это все равно, что на сирот-дебилов просить: только последняя сука не подаст..."

И камера наезжает. Совет по нацбезопасности США выражает свою обеспокоенность задержанием 31 марта "российских граждан, принимавших участие в мирных манифестациях" в поддержку 31-й статьи российской конституции, гарантирующей право на мирные собрания.

Сверхпопулярный блогер 'drugoi' прожектором выхватывает из общей массы манифестантов главного героя прошедшей акции:

"Самая драматическая фотоистория того, что происходило в Питере 31-марта... менты (именно так, там не было ни милиции, ни полиции в точном понимании этого слова) задержали участников арт-группы "Война" - Наталью Сокол и Олега Воротникова.
Анархисты и участники "Войны" вышли на Невский, держа в руках баннер с лозунгами "Против расизма!" и "АргуМЕНТ властей" (с нарисованной полицейской дубинкой). Прошли несколько десятков метров, на них накинулись правоохранители в форме и без. Кто-то убежал, кого-то задержали, посадив в автозак. В том числе и Наталью Сокол, маму маленького Каспера, который тоже принял участие в акции, сидя за спиной своего папы Олега. Потом задержанных решили пересадить из грузовика в "Газель". Собравшиеся попытались не дать ментам закрыть дверь в "Газель", а Воротников встал перед автомобилем, не давая ему уехать. Тогда, менты решили задержать и Олега, выдрав предварительно ребенка из его рук.
...Действия ментов выглядят настолько омерзительно, что любые традиционные заламывания рук насчет того, как плохо брать ребенка на такие акции, как аргумент, не работают совсем. В конце концов, ребенок должен быть со своими родителями... Ментярам, которые выдирали ребенка из рук отца, мое глубочайшее презрение".

Среди других подробностей сообщается, что нападение милиции на демонстратов было ничем не спровоцировано - "Невский проспект - это не территория военных действий, менты - не держиморды в форме, а как-бы защитники граждан от посягательств, демонстранты - не преступники, чтобы с ними так поступать". А также то, что членов группы "Война" при задержании и в отделении милиции избивали.

Это - то "кино", которое нам показывают про реальную жизнь. Но и реальная жизнь иногда пробивается через виртуальную картинку со спецэффектами. Спустя много лет все же стали известны подробности грандиозной провокации в Темишоаре, в результате которой был казнен Чаушеску. Сербский "лагерь смерти" для албанцев оказался фермой, на которой жили беженцы. Преследуемые косовары оказались как бы не хуже своих преследователей.

О "Стратегии-31" в Петербурге рассказала в эфире "Радио Свобода" сама участница демонстрации Наталья Сокол:

" - Мы шли в колонне анархистов, и нашей целью было прокричать анархистские лозунги, то есть мы выступали параллельно "Стратегии 31". У нас были с собой снаряды в виде бутылок с мочой, и мы закидывали ими милицию. В какой-то момент нас оцепили в два круга и начали очень жестоко прессовать. Большинству удалось убежать, но Олега с малышом все-таки взяли в кольцо, и я пыталась их отбить. В итоге меня схватили. Потом схватили Леню, а Олег продолжал нас отбивать уже из автобуса. Уже в отделении милиции я узнала, что Олег с Каспером тоже арестованы, Каспера отняли у Олега и отвезли в детскую больницу, а Олега очень сильно избили.
- Вы говорите, что вы пытались их отбить. Вы дрались с милиционерами?
- Ну конечно, а что с ними еще нужно делать?
- И обливали их мочой?
- Да, обливали их мочой.
- Немудрено, что они реагировали довольно жестко.
- Они довольно жестко реагируют даже просто на обычных прохожих. То, что мы их облили мочой, - это самое спокойное, что мы могли сделать с ними в этот раз.
...
- Были сообщения, что вас в отделении милиции избивали. Это правда?
- Там был такой эпизод... В один из походов в туалет я... отказалась заходить в "обезьянник". Тогда меня в грубой форме начали туда запихивать. В результате мне начали ногу, которую я поставила между дверью и косяком, ломать этой дверью, и сотрудник милиции очень грубо меня запихнул внутрь, заламывая руки. Это можно считать избиением. Все эти крики слышал адвокат, который стоял у двери 78-го отделения и которого не пускали, и он поднял шум после этого".

Это - реальная жизнь, в которой "мирная манифестация" является заранее продуманной провокацией. Здесь в сотрудников милиции летят бутылки, с ними начинается драка, их обливают мочей.

Но эти события не вписываются в сценарий. И производится монтаж - герой должен быть идеальным героем, злодей - совершенным злодеем. А значит "менты беспричинно накинулись на мирную манифестацию", избили участников, среди которых были женщины и дети, отобрали ребенка у родителей.

Автор Дмитрий Лысков
Дмитрий Лысков— журналист. Публицист, политический обозреватель интернет-издания "Правда.Ру". *
Куратор Олег Артюков
Олег Артюков — журналист, обозреватель отдела политики Правды.Ру *
Обсудить