Большой прыжок КПРФ

Коммунисты, конечно, сейчас уже не те, что прежде. Ушли в прошлое стотысячные митинги, которые собирала КПРФ в 1995-1996 годах, когда Геннадий Зюганов был самым популярным политиком страны. Но и в наши дни компартия остается, пожалуй, наиболее организованным и дисциплинированным отрядом оппозиции.

Кому, как не ей, организовывать всероссийские акции протеста, вроде тех, что состоялась в большинстве регионов страны 4 марта? Эта акция была направлена против реформы ЖКХ, которая, по мнению коммунистов, угрожает снижением уровня и качества жизни миллионам россиян.

Хотя по своему масштабу протестные мероприятия 4 марта и уступали митингам, всколыхнувшими страну зимой прошлого года в связи с монетизацией льгот , но были лучше организованы и имели четко сформулированные лозунги (плата за услуги ЖКХ не должна превышать 10% от дохода семьи). К тому же, в отличие от прошлогодних мероприятий, нынешние акции протеста состоялись уже после того, как новые тарифы вступили в силу, и их участники успели на собственном опыте убедиться в том, что такое реформа ЖКХ .

Несколькими днями раньше аналогичную акцию пыталось провести на площади Революции московское «Яблоко» - и потерпело унизительное фиаско. Широко разрекламированное театрализованное шествие обернулось проведенным «для галочки» мероприятием, в котором приняло участие не более двадцати материально простимулированных студентов. Почувствовав, что увлечь своими идеями недовольное реформой население им не удастся, демократические лидеры и сами проигнорировали митинг – к музею Ленина не пришел не только ни один из руководителей «Яблока», но даже и молодежный вожак Илья Яшин.

То, что не удалось «Яблоку», удалось коммунистам. В организованных ими субботних акциях приняли участие сотни тысяч человек (правда, в масштабах всей страны). Но даже сами коммунисты признают, что столь многочисленный, а главное, пассионарный протестный электорат им не удалось бы мобилизовать без помощи союзников. Вот на союзниках-то имеет смысл остановиться подробнее.

Обычно на митинги, устраиваемые коммунистами, охотно приходит левая молодежь из АКМ, СКМ или РКСМ(б) и не упускающие случая прокричать свои лозунги национал-большевики. НБП традиционно рассматривает КПРФ как идейно близкое движение, хотя и не одобряет ее «политической мягкотелости». Все эти силы - вне зависимости от степени их реального влияния – могут рассматриваться как традиционные союзники коммунистов.

Однако в последнее время у КПРФ появились и новые союзники. Среди них – то же «Яблоко», активисты региональных отделений которого поддерживают протестные акции коммунистов, закрывая глаза на глубокие идейные разногласия. Возможно, скоро о своей солидарности с коммунистической партией заявит даже такая суперлиберальная структура, как ОГФ Гарри Каспарова.

А не так давно список «друзей КПРФ» пополнился крайне правыми националистическими движениями. Впервые националисты встали плечом к плечу с коммунистами на шествии 23 февраля – тогда по Тверской прошли стройные колонны КПРФ, «Родины», НБП и Народной национальной партии Иванова-Сухаревского, большинство активистов которой составляют скинхеды.

Тогда это соседство вызвало недоумение – все-таки идеология расовой нетерпимости несовместима с коммунистическим интернационализмом. Этот парадокс позволил ряду СМИ говорить о «странных союзах 23-го февраля». Однако прошло совсем немного времени, и стало ясно, что сотрудничество КПРФ с националистами – не случайность, а тенденция.

Движение против нелегальной иммиграции ( ДПНИ ) решило присоединиться к акции протеста на Калужской в последний момент. За несколько дней до митинга московские власти, побоявшись обвинений в потворстве национализму, отказались предоставить ДПНИ площадки для проведения праздничного митинг-концерта, посвященного Масленице.

Тогда руководство ДПНИ приняло решение поддержать Всероссийский митинг против реформы ЖКХ под лозунгом: «Русский, вставай! Весна пришла!». ДПНИ призвало всех, «не взирая на политические убеждения, придти на митинг 4 марта и отпраздновать Масленицу протестом живодерской политике, проводимой в России денациональными силами».

В итоге под флагами ДПНИ на Калужской собралось немногим меньше тысячи человек. Правда, то ли из уважения к хозяевам митинга, то ли по какой-то другой причине, активисты движения скромно держалисьна краюплощади ив первые ряды не лезли. Зато на трибуну был приглашен лидер ДПНИ Александр Белов, которого руководство МГК КПРФ почему-то

Союзы российских коммунистов с радикальными националистами
Союзы российских коммунистов с радикальными националистами
представило как «представителя интернационалистически настроенной молодежи».

Выступление Белова произвело большое впечатление на собравшихся. «Всё было бы совсем глухо, если бы не лидер "Движения против нелегальной иммиграции" Белов, – вспоминает один из присутствовавших на митинге нацболов. – Можно поддерживать ДПНИ в чём-то или не поддерживать, но на митинге Белов был на голову выше остальных ораторов, да он просто "убрал" их всех. Говорил кратко, громко, по делу, и главное - он общался с аудиторией...».

Справедливости ради надо сказать, что аудитория была настроена неоднозначно. Например, активисты «Левого Фронта» отметили выступление борца с нелегальными мигрантами скандированием лозунгов«Фашизм не пройдет!» и «Пошли вон!». «После наших разъяснений, - пишет в своем интернет-дневнике представитель «Левого Фронта», - пенсионеры рвали листовки ДПНИ и бросали их в специально подготовленную коробку. Хотя следует отметить, что были и такие, которые хоть и против фашистов, но тем не менее считали, что «черных и жидов нужно гнать из России». С такими еще предстоит долгая разъяснительная работа...»

Однако бойцы «Левого Фронта» со своим отношением к новым союзникам из ДПНИ оказались на митинге в явном меньшинстве. Ведь « Левый Фронт » вывел на митинг всего лишь... четверых активистов, тогда как ДПНИ – более 800. Да и насчет листовок, которые рвали пенсионеры после "разъяснительной работы", левофронтовцы несколько перегнули палку – по мнению непредвзятых участников митинга, многие «бабульки и дедульки» бережно складывали и убирали листовки, говоря о том, что хорошо, когда молодые подключаются к работе.

То, что лозунги ДПНИ были благожелательно встречены на митинге, организованном КПРФ, говорит прежде всего о качественной трансформации, которую переживает коммунистическая партия. Долгое время казалось, что компартия дрейфует от ортодоксального коммунизма к более респектабельной социал-демократии европейского типа.

На самом же деле, как стало ясно после событий 23 февраля и 4 марта, КПРФ совершила Большой Прыжок, перескочив одним махом весь умеренный центр и оказавшись на крайне правом фланге российского политического спектра. Исходя из здравого смысла, Иванов-Сухаревский и Александр Белов куда более чужеродные фигуры для коммунистического движения, чем даже демократы из «Яблока», которые с  некоторыми оговорками могут быть причислены к социал-демократическому стану.

Но демократы могут вывести на площадь несколько десятков студентов, а лидеры ННП и ДПНИ – несколько сотен, а то и тысяч дисциплинированных бойцов. К тому же националистические лозунги в силу целого ряда объективных причин действительно очень популярны в крупных российских городах. Нельзя сказать, что электоральная база КПРФ является идеальной средой для роста шовинистических настроений. Показательна реакция некоторых пожилых коммунистов на выступление Александра Белова: по свидетельству журналиста газеты «Коммерсантъ», они «переглядывались и спрашивали: «При чем тут Россия? Какая нация? У нас же Советский Союз!».

Принципы коммунистического интернационализма, на которых было воспитано старшее поколение, отторгают националистическую идеологию ультраправых движений. Однако сами вожди КПРФ, судя по всему, готовы «поступиться принципами» ради достижения сиюминутных политических выгод. Их можно понять – без сильных, молодых и энергичных союзников компартия рискует окончательно превратиться в клуб тех, кому сильно за шестьдесят. Но даже такая мрачная перспектива едва ли оправдывает стремительное перемещение КПРФ на крайне правый фланг российского политического спектра.

Создается впечатление, что российская оппозиция в последнее время объединяется просто по принципу «враг моего врага – мой друг». И если эта тенденция сохранится, то скоро удивленная общественность станет свидетелем союзов, которые еще недавно могли показаться сценой из романа-антиутопии. В конце концов, так ли уж невероятно сотрудничество Гарри Каспарова и Александра Баркашова ? Ничуть не более невероятно, чем совместный марш коммунистов со скинхедами 23 февраля или присутствие ДПНИ на митинге, организованном КПРФ.

Платон Березин
Куратор Анатолий Баранов
Анатолий Баранов — российский журналист, политический деятель левого толка *
Обсудить